Община "ИЛЕБЦ":НОВОСТИ


17.03.04/ История «Красных чумов». Директор Городской библиотеки Салехарда Галина Аркадьевна БАЖУКОВА всю жизнь посвятила библиотечной работе. Вначале своего профессионального пути ей часто доводилось слушать рассказы молодых библиотекарей о том, как их отправляли проводить культурно-просветительскую работу в среде кочевого населения. Сегодня советские «Красные чумы», занимавшиеся просвещением и медицинским обслуживанием северных туземцев – это уже история прошлого века.

Галина Бажукова: Когда, значит, я закончила 10 классов, так получилось, что я пошла вБажукова Галина Аркадьевна - директор Городской библиотеки Салехарда. культпросветучилище учиться. И у нас, значит, девчата были. Ну, я пришла уже попозже немножко. А до этого набор уже был. И тот, кто закончил 10 классов, которые приехали к нам вот, с Нарьян-Мара девчонки у нас были, значит, с Коми АССР, - многих десятиклассников отправили уже, как говорили, для работы в чум. То есть, как, «Красные чумы» раньше были, они отправлялись туда на работу. То есть, они ездили с книгами по вот этим рыболовецким поселкам, по оленеводческим бригадам. Обслуживали их книги, проводили «громкие чтения», допустим там. Потому что, ну, в основном, может быть, тогда может быть, малограмотное еще было население коренное. Поэтому они читали, различные беседы проводили, обзоры, допустим, там, литературы. А чаще всего, как вот девчонки наши вспоминали, они просто брали те же книжки и просто вот читали им. Когда особенно в чуме собираются вечером, допустим, люди. Кто-то занят своим хозяйством, значит, там чумработницы или как они назывались, они, значит, готовили там какую-то, допустим, пищу или что-то шили. А вот девчата, библиотекарь, - он обычно проводил вот такие какие-то мероприятия. То есть, в основном вот читали они или беседы готовили по, ну как можно сказать, по актуальным вопросам. И девчата отрабатывали год, там они отрабатывали. На втором курсе они уже приезжали на второй курс и учились. Так, как учились вот мы.

 

- А что они рассказывали: какой был прием, какие были трудности вот этих путешествий там? То есть, целый год они находились, фактически, в тундре и каслали по стойбищам, да?

 

Галина Бажукова: Да, они, практически, целый год вот они каслали.  Летом, они говорят, тоже на лодках их перевозили. Они грузились с книгами, ехали на лодках. У нас работала Ольга Савельевна Кульмаметьева, – она сама была в таком в «Красном чуме» в Гыданской тундре. Вот, и наша Зося Дмитриевна Бальчугова, бывшая заведующая городской библиотекой. Но она, правда, не каслала. Она просто была туда отправленная, в Гыде она работала в библиотеке, непосредственно в библиотеке. А вот Ольга Савельевна, она сама каслала, так сказать, с этими, коренной национальностью. Там, в смысле с оленеводами, рыбаками.

    И вот девчонки наши, вот которые пришли к нам на 2-й курс, они говорили, что у коренного населения было, конечно, этот, отношение радушное, так сказать, прием был. И они всегда с удовольствием, говорят, относились к этим работникам: то есть, вот к медикам, учителю и вот к библиотекарю. То есть, вот такой, ударная, так сказать, бригада была, которая, они, значит, учили, неграмотный кто был. Пожилое неграмотное население они учили грамоте. Ну, может быть, самым необходимым каким-то, чтобы могли расписаться там, где-то что-то прочитать, хоть немножко. Вот такого плана они тогда проводили там эту работу.

    И говорит, когда вот они каслали, значит, зимой – переезжают с одного, допустим, места на другое. Естественно, девчата со своей вот той такой бригадой тоже с ними, значит, каслают. И говорит, оденут такие большие, как они называются типа «ягушки» или «гуси» ли, поверх, вот такая тёплая вот эта одежда. Посадят на нарты, и там, значит, с книжками нарты идут. И говорит, часто так бывало, что на нарты сядешь, он погнал, значит. Олени друг за дружкой бегут, как это? - Аргиш. И говорит: раз, уронят библиотекаря. Потому что они не привыкли ездить на таких нартах. Оглянется, говорит этот каюр, - а нету библиотекаря. Значит, говорит, разворачивают нарты и едут, значит, искать. Частенько, говорят, такое было.

    Вот Анна Федоровна рассказывала Кожевникова, она тоже была в тундре, тоже каслали, тожеКлиенты "Красных Чумов" за чтением книг. библиотекарь из окружной библиотеки, вот она раньше работала в окружной библиотеке. Она тоже вот рассказывала такие воспоминания. И наша Ольга Савельевна сейчас вот тоже рассказывала, как они каслали. Не было у них, еду же с собой полностью, в смысле как, там они, конечно, брали с собой что-то: там сгущёнку, тушёнку, всякое разное. Им давали. Запасались, так сказать. Возили с собой. Но все равно, в основном-то, говорит, часто приходилось на сухарях жить. Потому что хлеба у них там не было. Они увозили, если, допустим, в посёлок они заезжали, то они там покупали уже этот хлеб, и замораживали этот хлеб. Потом там, значит, они как-то там, видимо, на этом очаге, на костре они его разогревали. Вот она всегда говорила, тоже, что всегда было вот радушное такое отношение у коренных жителей вот к этим людям.

 

- А что они привозили им за литературу, что читали?

 

Галина Бажукова: Они, значит, читали в основном, ну, как, такую литературу, как допустим вот сказки, допустим те же русские народные. Потом, значит, у нас была, значит, Татьяна Тимошина, она была из Нарьян-Мара, училась раньше с нами на нашем библиотечном отделении. У них тоже там округ, только Ненецкий. Видимо, вот поэтому она, её как-то интересовало больше вот такого плана, народное в смысле как типа творчество. Вот она тоже собирала раньше, когда приехала с чума, она привозила там воспоминания интересные, записывала просто. Вот записывала, допустим, как они раньше жили, как они каслали, какие у них были, допустим, трудности, какие были радости, как отмечали, допустим, там праздники, как вот замуж, допустим, отдавали, какие у них обряды, почему, допустим, женщинам нельзя было с какой-то там стороны заходить в чум или за чум (допустим, в определенную сторону нельзя было им заходить). Вот такого плана в смысле как исследовательские, что ли, можно сказать,  работы. Тоже вот у нас Татьяна Тимошина тогда вот занималась.  Ну, просто чисто вот для себя. Не было такого у неё, конечно, задания. Но она чисто для себя. Может быть, что она оттуда. Может быть, сравнение какое-то, хотела, может быть сделать.

    Тоже когда вот раньше мы собирались в общежитии, они вот частенько рассказывали, как они жили, про их обряды. То есть  непосредственно нас еще и как-то образовывали что ли.

 

на главную


 design by ILEBTS STUDIO (c) 2003                                               mailto: ilebts@narod.ru



Hosted by uCoz