Баннерная сеть VBN.tyumen.ru

Видеожурнал «Домкрат»

Спецвыпуск №1

(Салехард, июнь 2003 г.)

 

В июне 2003 г. студией «Илебц» выпущен первый спецвыпуск телевизионного журнала «Домкрат» для неравнодушных к технике людей. Ведущий – Андрей Щербина.

А. Щербина: Программа «Домкрат» в телевизионном варианте, не для показа в Салехарде, выходит первый выпуск, специально для наших сеяхинских друзей. Которые уже опробовали иностранную, или советскую, так скажем, снегоходную технику на шинах низкого давления, или сверхнизкого давления. Мы хотим показать и познакомить вас с нашими Кулибиными, которые здесь «на коленке», буквально из того, что есть вокруг, могут собрать технику, во всяком случае, не хуже. Может быть, и лучше, потому что эта техника будет собираться с учетом пожеланий конкретных людей, которые её будут эксплуатировать. Посмотреть эти образцы техники с нами ездил глава администрации посёлка Се-Яха Николай Лачевич Окотэтто. Двигатель в этой машине, которая называется «Пурга», стоит от мотоцикла «Урал» тире «Днепр». Это оппозитный двухцилиндровый двигатель, четырехтактный двигатель, то есть раздельная смазка. Вот изобретатель и конструктор данного образца, Сергей Александрович Жирков, который любезно предоставил нам возможность познакомиться с этой техникой.

Принудительное охлаждение сделано специально, магнета для пуска в очень холодную погоду, электрический стартер от автомобиля - запуск из салона, автомобильный карбюратор. Далее, там в трансмиссии стоит вариатор от «Бурана». Поворотные кулаки на карданах, т.е. запас прочности высокий очень. Тут вот автомобильный мост, там тоже. Внизу идет дифференциал межосевой, неблокируемый.

Но в принципе, все, что можно воплотить, технически здесь можно воплотить, ну, - только задумки. Чем и хорошо конструктору, тем что он любые может воплотить здесь технические решения. Если будет нужно, можно поставить будет самоблокирующиеся дифференциалы, полностью все: межосевой и межколесный.

Кузов клёпаный. Конструктор, конечно, не задумывался о том – он сам не рыбак, не охотник – просто воплотил, как говорится, задумку проверить свои силы. Но в принципе, эта машина легко возьмет на борт 100-200 кг. груза в задний отсек. Спереди можно нормально разместиться втроем. Ну, если уж в зимней одежде, ну, я думаю, в национальной одежде – в малице – там втроём будут себя свободно чувствовать мужчины. Ну, по крайней мере, вдвоём можно ехать с комфортом. Также можно прицепить еще сзади сани. Ну, я думаю, обычные нарты, или даже сани для снегохода «Буран», мне кажется, невозможно так загрузить, чтобы она не смогла их утащить. Камеры низкого давления от грузовика, обуты в ещё одну покрышку, «обувку», сделанную из такой же камеры, для того, чтобы по асфальту можно было ехать спокойно и потом уже, когда она придёт в негодность, заменить на новую.

Н. Л. Окотэтто: Сколько бензина расходует на километр?

С. А. Жирков: Ну, я где-то один раз ездил далеко. Где-то у меня 13 литров ушло на 100 км. Но я ездил весной: еще снег был, и вода была – вот такое вот бездорожье.

Н. Л. Окотэтто: 13 литров - 100 километров.

С. А. Жирков: Ну, двигатель-то этот четырёхтактный.

Н. Л. Окотэтто: А в «Буране», значит, 30 литров – 100 километров.

С. А. Жирков: Ну, если на таком ходу, он меньше будет жрать, потому что «Буран» вот так вот не покатишь, а этот вон он, на ходу.

А. Щербина: Ну и у «Бурана» движок двухтактный, и обороты выше – он больше жрет, конечно.

С. А. Жирков: Если ставить «бурановский» двигатель вот на эту систему, он идет легче намного. На «Буране», представь, гусеница – её перегибать надо в мороз, подшипников там 30 с лишним штук. А этот на ходу – вон он, одной рукой катится.

А. Щербина: Вот этот экземпляр «Пурга», как его назвал автор, конструктор, Вообщем представляет из себя рамную конструкцию. Полный привод, межосевой и межколесный дифференциал, двигатель от мотоцикла «Урал», я уже говорил, с автомобильным карбюратором, с автомобильным стартером электрическим. Также на этом двигателе сделано принудительное охлаждение, так как это тоже воздушный оппозитник, четырёхтактный. Ну, расход, я думаю, все равно будет меньше, чем у «Бурана». Что еще? Трансмиссия там стоит тоже вариатор от «Бурана» опять же, то есть, ну, считай, что автомат.

В принципе, можно построить такую конструкцию, если подходить по местным требованиям. Можно создать конструкцию на пространственной раме, вплоть до того, что стеклопластиковый кузов. Что тоже удобно, если делать серийные машины, то будет проще просто наделать этих панелей и дальше просто закрепить - смонтировать панели на пространственной раме. Также можно подходить к подвеске – любое, как говорится, пожелание заказчика. Хотите торсионы от БТР – пожалуйста, никто не запрещает. Хотите попроще, там, мосты, полегче – можно сделать на приводах от переднеприводных машин, опять же полностью независимую подвеску. Дальше тут полёт фантазии. Герметичный кузов, который будет плавать, можно оснастить даже просто такими же торсионами подвески.

Ну вот тут я примерно пытался изобразить. То есть, это – вид спереди. Вот это пластиковый кузов. Здесь выходят торсионы, то есть под днищем не болтается ничего. Ход у них может быть и регулируемый. Во-первых, можно регулировать дорожный просвет. Торсионы эти могут оснащаться гидроприводом. То есть, во второй части, ну то есть, в передней части салона (вот, допустим, на картинке здесь) могут располагаться к примеру 2 или 3 пассажира. То есть опять же по желанию. Можно размещать радиатор здесь, охлаждения, то есть под ногами, регулировать поток теплого воздуха в салон. Принудительный, опять же, электрический вентилятор. Также не проблема приобрести сейчас высоконадежные двигатели. Ну, конструкторские возможности позволяют делать все, что угодно. Эти двигатели могут быть хоть лодочные, хоть снегоходные. Можно взять просто дизиля с микролитражных автомобилей японских – очень надежная штука.

С. А. Жирков: В принципе, если по-серьезному, можно те же колеса, что белорусы ставят, закупать и ставить

Н. Л. Окотэтто: С теми, с теми ездили. Ездили. Двое суток по тундре. Ничего, нормально. Ездили на двух. Реки переваливали и всё. Летом, сейчас. Немножко привыкают, но ломаются. Все равно ломаются.

С. А. Жирков: Ну «Буран» вон сколько, 30 лет уже выпускают, - всё равно ломаются. Техника она есть техника.

Н. Л. Окотэтто: «Буран»-то нормально ездит. Ясно, что хозяин не тот был. Если хозяин хороший попал, так они всё, только запчасти иногда меняют и всё. А эти, значит, эти, которые купили…

А. Щербина: Хрупкие?

Н. Л. Окотэтто: Ломаются. Ломаются часто. Сейчас только ездили, 2 дня ездили.

А. Щербина: А ломается что: ходовая или двигатель?

Н. Л. Окотэтто: Ходовая и двигатель.

 

А. Щербина: Вот схематическая конструкция, к которой мы можем прийти. Ну это условный, конечно, дизайн, дизайн условный. Ну примерно конструкция должна быть модульной. То есть идёт вот само шасси, ну вот эта рама, на которой тут же крепится весь этот кузов. То есть вот эта часть должна быть съемная, она может быть вровень с крышей, может быть для грузоперевозок более высокая поставлена. Здесь у нас идет салон с водительским местом. Сзади, ну или ближе к центру располагается силовая установка и в варианте с гидроприводами вот здесь может быть установлен гидромотор. То есть насос гидравлический, который передает жидкость под давлением каждому из приводов, которые вот если в этом случае, торсионом, могут и изменять свое положение относительно кузова, чем будет регулироваться дорожный просвет. Гидромоторы работают, естественно, каждый независимо.

Николай Лачевич посетовал на то, что вот эта новая техника, которую приобрели, новая во всём – то есть новая, как принципиально для людей на столь северном удалении от материка, и новая в том плане, что она вновь разработанная, вновь созданная и еще не апробированная. Так вот, эта техника, по его словам, ломается – вот что досадует. Ну, что тут можно сказать? Конечно, строить технику для заполярья, находясь в Черноземье, так скажем, сложно все-таки, конечно, конструкторам. В любом случае, в разработке заказчик, ну такой специальной техники, должен присутствовать заказчик.

Вот здесь я показываю о том, как удобно вести эту машину одной рукой и в это же время стрелять из люка. Дело в том, что на этой машине ручной газ. Тут же на руле привод газа, какой используется на машинах для людей с ограниченными возможностями – очень удобная конструкция. Лобовое стекло со щеткой. Вес автомобиля этого, или как назвать? – чуда снегоходной техники – порядка 400 кг. То есть его можно брать на буксир даже лодкой и буксировать по воде до места.

С Сергеем Александровичем я познакомился на съемках сюжета к Дню Изобретателя. В принципе, я был знаком с ним заочно. Потому как он работает в пожарной части, и всегда проезжая мимо пожарной части, я видел его произведения технического искусства. То трактор, то вот «Пурга». Надо сказать, что на его счету, как минимум, которых я знаю, 2 трактора. Один из которых, кстати, он сделал только потому, что ребятам в пожарке зимой в снегопады трудно выходить чистить снег, большую территорию. И он сделал для этого трактор, на котором за полчаса успевает 1 человек справиться со снегом. Другой трактор тоже был создан вообще практически без затрат – на всех запчастях, найденных на свалке. Также трактор тот имеет восьмикратный запас. Создан он на базе кабины от грузовика ГАЗ-52, капот, ну там что остальное: оперение, буквально из разных частей там. Крылья там из крыши от ГАЗ-66, морда, вот так вот собранный просто экземпляр.

Еще одно произведение, о котором мне известно, если мне не изменяет память, оно в поселке Питляр находится. Там конкретно человек заказал для себя. Заказал именно с тентом. Потому что зимой не пользуется, а в распутицу, когда через реку не перебраться, именно вот на этом вездеходе форсирует водные преграды.

После знакомства с первым образцом снегоходной техники на шинах низкого давления, с первым конечно же для Николая Лачевича, а не для её создателя, мы отправились посмотреть на второй образец. Который также уже не второй образец, а первый для его изобретателя и конструктора Геннадия Канапацкого. Геннадий – это, можно сказать, ученик Сергея Александровича. Он создал снегоходную машину на базе автомобиля «Запорожец», от которого осталось передняя часть, что называется, как пит, с багажным отсеком, лобовым проемом и дверными проемами, ну и естественно, первым рядом сидений. Дальше двигатель «Запорожца» был сагрегатирован коробкой от мотоцикла «Днепр». Далее, редуктор от мотоцикла «Днепр», который понизил передачу, и привод на задний мост от автомобиля «Москвич». В результате конструкция получилась не такой может быть быстроходной, как «Пурга», но большей грузоподъёмности. Грузоподъёмность там зависит фактически, сколько шины выдержат. Естественно, ну свои может быть там километров 25-30 в час она будет делать, но зато есть возможность брать груз до полутоны на прицеп.

Переключается из салона, 4 передачи, здесь стоит понижающий редуктор, чтобы можно было побольше нагрузить. Ну то есть здесь нагрузку, не знаю, тоже, наверное, килограмм 200 можно бросить плюс еще полтонны на прицеп. Должен тягать.

 И вот, вот тут они уже просто из-за того, что не востребованы их произведения, уже он не стал дальше продолжать. Вот заготовка тоже была рамы, и вот там еще одна.

А кстати, вот если б я проектировал кузов, я б наверное, его сделал, чтобы, ну вот досюда пусть как полубаки или как их назвать, чтоб с улицы можно было нагрузить его. А дверки вот такие сделал, как в «газушке».

Кузов клёпаный из оцинкованного листа. Вот передний отсек от запорожца, в котором расположен аккумулятор, блок-фары и автономный отопитель, вот вы видите слева автономный отопитель, который работает на бензине. То есть автомобиль зимой может отапливаться даже если выключен двигатель. Современная светотехника, оборудован он стоп-сигналами и указателями поворота. И большой плюс тоже – то, что приводы тормозов всех 4-х колёс гидравлические. Также гидравлический привод сцепления. Торсионная передняя подвеска от запорожца.

Г. Канапатский: Это вот задняя, тоже, как его, дифференциал мотоциклетный, на «москвичевском» стоит для понижения необходимого.

А. Щербина: Ну сколько вот на него можно нагрузить полезной нагрузки?

Г. Канапатский: Если волоком, то очень много.

С. А. Жирков: Полтонны он повезет на санях, полтонны.

Г. Канапатский: Ну сюда, я не знаю, сколько колеса выдержат, скажем так. Он сам-то не тяжелый, а здесь же безрессорная она сзади – лишь бы колеса выдержали.

С. А. Жирков: Да колеса качай больше – больше выдержат, трясти только будет

А. Щербина: А коробка «днепровская», значит у нее там, как на мотоциклетном…

Г. Канапатский: Да-да-да-да. Там за сиденьем второй рычаг.

А. Щербина: Здорово, спортивная.

Г. Канапатский: За сиденьем второй рычаг для включения задней передачи. Я просто не стал выводит на второй рычаг, тут проще когда вперёд-назад включаешь.

 

Машина долгое время стояла без действия, но двигатель быстро ожил.

 

Г. Канапатский: В ней весу-то практически только снаружи, да сам двигатель. Двигатель только тяжелый. Ну здесь он чем хорошо еще, что можно этот «запорожский» двигатель убрать, поставить «бурановский» и напрямую, как говориться, на мост выводить. Это уже на любителя: кому как нравится, просто у меня что было, то я и сделал.

А. Щербина: Не, ну «запорожевский» все-таки четырёхтактник.

Г. Канапатский: Естественно.

С. А. Жирков: Но тяжелый.

А. Щербина: Ну насколько? Ну не в 2 же раза тяжелей «бурановского»?

С. А. Жирков: В 2 с лишним.

Г. Канапатский: 101 кг. весит. Было б что полегче, полегче б поставил.

Вот эта конструкция с цельнометаллическим клепаным кузовом, также на шасси-рама. Задний привод только, понижающий редуктор в трансмиссии. То есть, эта конструкция рассчитана на то, чтобы буксировать груз, перевозить груз. Ну и достаточно комфортная для человека. То есть проблемы с отоплением там тоже нет – автономная печка.

Вот спаренные колеса. Сзади еще стояла такая спарка на этом автомобиле. И при установке на нее грунтозацепов эта техника может идти по любой поверхности, начиная от льда и скользкого наста и заканчивая болотными топями.

Г. Канапатский: Грунтозацепы одеваются, верёвкой просто стягиваются – и все, и вот так хватает. То есть, по снегу ездил, по грязи ездил – ну, грязь-то само собой проходит. А по снегу вообще великолепно идет. По насту скользкому, по насту-то любой пройдет, а по скользкому насту так-то скользит, а Грунтозацепы одеваешь – всё! И плывет она на них неплохо.

 

А. Щербина: Вы смотрели первый специальный выпуск  тележурнала «Домкрат». Гостями нашей программы были глава администрации посёлка Се-Яха Николай Лачевич Окотэтто и салехардский конструктор и рационализатор Сергей Александрович Жирков. Николай Лачевич, уже знакомый с коммерческими образцами подобной вездеходной техники из ближнего зарубежья, мог воочию убедиться, что у нас в Салехарде, а вовсе не за горами, есть люди, которые могут строить вездеходы, пригодные для круглогодичной эксплуатации в наших условиях. Это первый шаг тундровиков в 21-й век, сравнимый с тем, который оленеводы сделали, пересев с упряжки на снегоход «Буран». Сегодня можно шагнуть дальше: с бурана, продуваемого насквозь ветрами, и потребляющего масло и бензин канистрами, - в теплый салон вездехода, который пройдет по снегу, проплывет по воде и не поранит нежную тундру.

НАЗАД


Уральский Баннерный Центр



Hosted by uCoz