Лов ряпушки близ Се-Яхи

ИЛЕБЦ – ДАЮЩИЙ ЖИЗНЬ

«КРАСНЫЙ СЕВЕР»

Общественно-политическая газета ЯНАО (г. Салехард)

26 декабря 2002 года(№148)

Что такое год жизни для Общины коренных малочисленных народов Севера, общины, созданной ненецкими оленеводами, охотниками и рыбаками в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных жителей на севере Ямала? По словам Михаила Николаевича Окотэтто, Председателя правления Общины «Илебц», только сейчас к людям приходит понимание смысла нового объединения, как органа территориального местного самоуправления самих малочисленных народов. Более того, речь идёт о способах выживания тундрового населения. По сути дела, новые формы хозяйствования, основанные на традиционных отраслях и промыслах коренных малочисленных народов, лишь сейчас начинают свою историю.  Поэтому «велико внимание к деятельности Общины «Илебц» со стороны руководства ЯНАО и Ямальского района». Во всяком случае, именно такими словами  такими словами начинались почти все выступления на  собрании общинников в пос. Сеяха 3 декабря 2002 г.

Наряду с обсуждением результатов забойной кампании этого года, а они единодушно признаны отличными, на собрании говорилось и о рыбном промысле – новом перспективном направлении деятельности общинников. К сожалению, на сход пришли не все рыбаки. Даже ответственный за лов находился в это время на  реке,  дабы не упускать драгоценное время зимнего промысла. И поэтому наш сегодняшний рассказ об одном из способов национального выживания аборигенов – не по мотивам собрания. Материал этого репортажа  брался непосредственно с рабочих мест рыбаков Сеяхи.

 

- Пошли селедку принимать!

Звучит громогласный призыв в сером кисельном тумане. Это Игорь Окотэтто, заместитель председателя правления общины, он же – главный приемщик.

Какую селедку приглашают нас посмотреть на берегу ямальской реки Сеяхи? И вообще, увидим ли мы там что-нибудь?  До января, который по-ненецки называется месяцем парящего орла, еще несколько недель. Декабрь же большой светлотой не отличается. Для съемок берем фонарь помощнее из пожарной части поселка.

- Селедку принимать? - интересуется главный сеяхинский пожарный Станислав Окотэтто. А, значит, это будет ряпушка – «царская селедка», которую, якобы, на государев стол подавали. Мои пожарные тоже все рыбачат в свободное от службы время. Это ощутимая прибавка к семейному бюджету. Ведь зарплаты, какой бы она ни была, никогда не хватает, - добавляет Станислав.

Так что нам предстоит познакомиться не с местным миром увлечений, а с одним из способов выживания  в самом северном поселке Ямала.

 

Сцену действия, как могут, освещают луна, фонари снегоходов и окна домика главы местной администрации. К небольшому складу подъезжают рыбаки на снегоходах «Буран». В коробах прицепов – до отказа набитые мешки. Читаю: «мук…». Ага, все-таки муксун?

- О муксуне и говорить нечего, запретили ловить. С муксуном мы не связываемся пока.  Занимаемся сейчас  только селедкой. 3 бригады по два, по три человека находятся с середины ноября в устьях рек Турма-Яхи и Сё-Яхи. Планируем тонн 50 ряпушки добыть нынче. Она хорошо идет в этом году. К весне, может, корюшка пойдет, - говорит приёмщик Игорь Николаевич.

            Оказывается, там «мука» написано. Это  та самая мешкотара, которую мы вместе с Председателем правления Общины целую неделю не могли доставить из Салехарда! Мы ждали лётной погоды, рыбаки ждали мешков, закупленных на салехардском хлебозаводе. Саму муку, а также масло, растительное и сливочное, сухари, сушки, чай, сахар и прочие продукты начнут подвозить позже. Десятки машин пойдут по зимнику из Салехарда в Сеяху.

- Продуктами мы рассчитываемся и с рыбаками посёлка, и с общинниками-тундровиками. Они сдают озерную рыбу: щёкур, пыжьян, омуль. А мы даем помимо продуктов питания, чумовые принадлежности, брезент. – Дальше объяснять Игорю некогда. Крепкие ребята загрузили большие весы мешками. Работают быстро. Но весы на морозе застывают все равно быстрее. Стрелка медленно движется, не спешит указать килограммы, которые приемщик старательно запишет, отогревая ручку дыханием. «Бураны» совершают несколько заходов. В итоге около тонны рыбы теперь лежит на стеллажах склада.

            Как говорится, сделал дело – давай интервью смело. Железные стены укрывают от ветра, а ледяные мешки – отличный интерьер для беседы.

- Если сейчас заниматься какой-нибудь одной работой, не проживешь: зарплат не видно, - поэтому ответственный за лов Анатолий Николаевич Яптик подрабатывает еще и сторожем в местной школе-интернате. Но главный доход сейчас – ряпушка и работа в Общине «Илебц».

- Мне это выгодно тем, что не надо где-то на стороне бегать искать горюче-смазочные материалы, запчасти для «Бурана», лодочные моторы, продукты. Все это заказываю и получаю в Общине. И если ты сдал по своим обязательствам рыбу, то заказ твой своевременно будет выполнен.

            Сейчас правление Общины отрабатывает схемы реализации рыбы. Оценивая все плюсы «натурального обмена», северные общинники, как и все  россияне, нуждаются в «наличке».  Рыбак Александр  Окотэтто напоминает:

- Мы живем в поселке, должны платить за квартиру. Если 2 месяца не платишь за электроэнергию, «отрубают» свет. А у нас у всех семьи, дети.

            При этом общинники думают не только о собственных детях, исходя из принципа: помоги тому, кто нуждается еще больше. Накануне 1600 кг. свежей рыбы отправили в Детский дом посёлка Мыс Каменный.  

            Рыбаки сообщают, что сдают рыбу и в СОХ «Ямал» и в совхоз «Ямальский».

…мороз крепчает, и мы решаем продолжить наш разговор на следующий день и на новом месте.          

            Следующее свидание с рыбаками мы назначили на завтра, подальше от собак, километрах в 10 от посёлка, в устье реки Турмаяхи.  До рыбацких порядков  нас лихо домчала «Yamaha» Игоря Окотэтто.

- 8 тысяч километров по тундре уже намотал - гордится владелец. Но не всем так везет. На днях троих сеяхинских рыбаков сняли с оторвавшейся льдины. Рыбаки из спасательного вертолета выходили живые-здоровые, но понурые. Мало того, что вернулись с рыбалки без добычи, как туристы, да еще и  лишились «Буранов». А без снегохода  жизнь в Заполярье не мыслима. Поэтому и ГСМ, и запчасти, и сами машины – товар повышенного спроса. А их своевременная добыча и доставка – одна из первостепенных задач руководства Общины.

            Рыбацкие порядки на белом бескрайнем фоне легко выдают себя брезентовыми палатками-самоделками прямоугольной формы. Позже, разглядывая фотографии, Председатель правления Общины «Илебц» Михаил Окотэтто, который является еще и научным сотрудником Центра гуманитарных исследований малочисленных народов Севера ЯНАО, прокомментирует:

- А вот это уже инновации в организации традиционного ненецкого промысла. – Сейчас даже представить жутко, как они раньше вели промысел на открытом воздухе в  -35, да с ветерком. А бригадир Анатолий Яптик смеётся:

- И -40 будет, и -50. И за -50, если с ветром. Из-за этого жизнь не останавливается. Все равно будем ловить. Утром встаешь – и вперед! Не надо смотреть ни на метель, ни на холод, ни на что. Поленишься, останешься хоть на день в посёлке – потом сложнее будет рыбу снимать. Да и погибает она – становится некачественным товаром.

Северная ряпушка

            Как происходит лов? Выдалбливаются во льду лунки, «майны», в них пропускаются сети, через сутки проверяются. Выезжают рыбаки из посёлка в 7.30 утра, к 8-ми начинают ряпушку снимать. А заканчивают только через 12, а то и 15(!) часов.

            У нас в первые же минуты лопнул пластмассовый шнур микрофона. А заряженный на 400 минут работы аккумулятор видеокамеры «умер» уже через полчаса.  Японцам ненецкого секрета ни в жизнь не разгадать, судя по Анатолию.

- Я с 87-го года так рыбачу. Начинал на Пуйковском рыбозаводе в Яптик-Сале. Такую работу обожаю. Вот только ногам прохладно на одном месте стоять. Да еще жаль, что напарник у меня молчаливый, - каждое слово из него надо клещами тянуть.

 

- Самое главное – не пьет, - уточняет заместитель Председателя правления Общины Игорь Окотэтто.

- Конечно, он же на меня смотрит, - говорит бригадир. – Спиртное и рыбалка не совместимы. Вечером выпил – с утра не работник.

            Зная о  рыбалке, в основном, по фильмам и анекдотам, спрашиваю: «Как же вы греетесь?»

- Своей же работой. Побольше подвигаемся, глядишь, согреемся. Чайку иногда попьем. А кушать будем теперь только ночью, дома.

            Чаем из термоса напоили и нас. Пора снимать ряпушку и провожать «корреспондентов», буквально сраженных величием трудового подвига и масштабами человеческих возможностей.

По пути в Сеяху мы нашли песца в капкане, поставленном вблизи рыбаками. Охота – это тоже один из способов национального выживания, который в Общине коренных малочисленных народов «Илебц» не собираются сбрасывать со счетов. Ведь «Илебц» в одном из вариантов перевода с ненецкого – это «дающий жизнь». Но охота как источник жизни – это уже тема другого репортажа.

 Екатерина Степонайтис, Пресс-служба Общины «Илебц»

НАЗАД

Hosted by uCoz