Уральский Баннерный Центр

НАША  МАРКА

(31 июля 2003 года,

общественно-политическая газета ЯНАО

"Красный Север", г. Салехард)

 

Экспедиция В.П.Евладова на привале в тундре(1928 г.)В 1928-1929 гг. исследования по формированию государственной национальной политики на Крайнем Севере проводила на Ямале масштабная экспедиция учёных и советских работников, после которой остались обширные и уникальные краеведческие и этнографические отчеты. Организовал ее Уральский Комитет Севера (г. Свердловск). В Обдорске экспедицию встретили критикой, которая в самом начале предприятия нашла отражение в фельетоне «Наша марка», опубликованном  областной газетой «Уральский рабочий». Суть претензий к приезжим исследователям в том, что экспедиция дублирует задачи местных Ветеринарно-бактериологического института и Зоопункта, которые постоянно ведут подобную работу. Поэтому деньги, ушедшие на организацию экспедиции, назвались «брошенными на северный ветер». Обдорские ученые обиделись, что их проигнорировали, не обратились за сотрудничеством. И фельетон заканчивался ёрническим восклицанием: «Областные ученые едут! Не какая-нибудь обдорская «сошка», наша марка, наши лавры…»!

      Возможно, такое резкое неприятие объяснялось тем, что исследователи изучали не только историческое прошлое Ямала, но и острые проблемы современности. А возможно, потенциал северных научных учреждений Обдорска действительно напрасно был обделен вниманием области. И едва ли утешил бы критиков экспедиции тот факт, что впоследствии долгое время научное имя и работы руководителя того проекта, выдающегося ученого В. П. Евладова, останутся неизвестными широкому читателю и даже специалистам. Этот исторический сюжет 75-летней давности сегодня приходит на память, когда убеждаешься, что традиция не жаловать «пророков в своём отечестве» остается у нас незыблемой.

     Однако, совсем недавно одно событие в Салехарде заставило задуматься, не станем ли мы скоро произносить слова заглавия скандального фельетона прошлого века не с ехидством, а с законной гордостью?

 Николай Лачевич ОкотэттоПрямой потомок тех оленеводов, чью жизнь изучала упомянутая экспедиция, Николай Лачевич Окотэтто, глава Сеяхинской администрации, теплым летним вечером едет по Салехарду. Он отлично помнит этот город больше похожим на Обдорск времен Евладова, чем на современную окружную столицу.

    - Вот в одном этом деревянном домике  и окружком партии, и окрисполком и милиция – все власти тогда и размещались, - вспомнил Н. Л. Окотэтто, сидя на лавочке в городском саду рядом с бюстом К. И. Миронову. Бывшего руководителя округа глава северного посёлка хорошо знал и по встречам в Се-Яхе, и по совместным поездкам на партийную учёбу по всему СССР, и по совещаниям в этом самом историческом домике с резным балконом на улице Республики.

    А сейчас за окном машины проплывают не дорожная хлябь, разбитые тротуары и деревянные постройки времён промышленного освоения, а светофоры и «капитальные» новостройки. Некоторые образцы особо вычурной архитектурной мысли вызывают у старика сомнения:

    - Дуратство это! То, что жильё для людей строят – хорошо. Но главное, чтобы было добротно, а тратится на украшения – это лишнее.

Оно конечно, красоту для глаз обитателям тундры дарит сама окружающая их природа, а необходимый для жизни минимум должен помещаться на нартах аргиша. А может быть  Н. Л. Окотэтто, чей стаж руководящего работника начинается в 1956 г., отмеченный многими наградами за достижения в хозяйственной и административной деятельности, тоже думает о строительстве – в Се-Яхе. Возведение больницы на 15 мест в капитальном исполнении, такой необходимой самому северному поселку на Ямале, приостановлено – кончились стройматериалы. Их необходимо успеть завезти в навигацию, но денег в районе на это пока нет. А то, что забота о здоровье (и полноценном питании, как его составляющей) северян – дело первоочередной важности, не понимают, по мнению Н. Л. Окотэтто, там, откуда дождём сыплются на ямальцев всевозможные запреты, квоты и ограничения на вылов рыбы.

     - На Ямале, севернее Яр-Сале, а также в Гыде, Ныде, чтобы семье прокормиться, у неё должно быть хотя бы по 50 метров сети. Но сети режут и затопляют, а рыбу отнимают рыбонадзор и ОМОН, которые приезжают к нам не только из Тюмени, но даже почему-то из Нового Уренгоя. Как будто в округе, в районе некому контролировать лов  и нельзя создать рыбозаготовительные пункты в каждом посёлке, куда рыбаки будут сдавать излишки. На все вопросы ответ один: езжай в Тюмень, но и там ничего не решишь. Как бог там какой-то, которого нельзя ни уговорить, не умолить. Как будто законы эти приходят с неба, которое никому не подчиняется. Но я думаю, сам этот бог кушать сильно хочет, и рыбу, что здесь отнимают, там продают втридорога – иначе, куда она девается? Все мы от земли живем, и тем, что земля дает, все одинаково должны пользоваться. Тем более в тундре природой для жизни человеку кроме оленя дана только рыба. Не то что картошка у нас не растет, а даже морошка в холодное лето не вызревает. Мало муксуна, теперь ряпушку запрещают ловить – пусть люди голодают. Смех, просто смех!

    На самом деле это не повод для смеха, а дополнительная причина для главы Сеяхинской администрации беспокоиться о скорейшем введении в строй поселковой больницы. И еще один повод задуматься о транспорте для доставки в тундру продуктов. Поэтому сейчас Николай Лачевич едет в 69-ю Пожарную часть г. Салехард, посмотреть новые вездеходы. Едет он в иномарке, слева от водителя. Ситуация для старика необычная, а вопрос его – больной, не новый:

    - Правый руль? Опять, значит, платим загранице. Неужели у нас некому делать хорошие машины?

А мы как раз к таким и едем: к местным конструкторам-новаторам. Через минуту встретятся деятельный патриот Н. Л. Окотэтто и отечественный производитель С. А Жирков.

    Технические произведения Сергея Александровича Жиркова могут постоянно наблюдать всеВездеход "Пурга" проезжающие мимо салехардской пожарной части, где и работает местный технический гений. На его счету несколько сконструированных тракторов. Один из них он сделал только потому, ребятам в «пожарке» зимой в снегопады трудно расчистить большую территорию. А на тракторе Жиркова один человек справляется с этой задачей за полчаса. Еще один авторский экземпляр салехардского тракторостроения создан практически без затрат – все запчасти для него найдены на свалке.

    Северные пожарные давно претендуют на звание собственных Кулибиных местного подразделения МЧС. Николаю Лачевичу хорошо знаком свой поселковый рационализатор, начальник 2-го караула пожарной части Се-Яхи Василий Нэйкович Окотэтто. Он тоже не прошел мимо выброшенного редуктора, а сделал на его основе станок для навязки полугаек. Эта необходимая деталь часто выходит из строя после очередного тушения пожара, или вообще отсутствует на пожарных рукавах, которые присылают  в самую северную пожарную часть. А с помощью нового станка с электродвигателем утомительный процесс навязки полугаек значительно упростился.

    Кстати, там же, в Сеяхинской пожарной части базируются белорусские вездеходы на шинах низкого давления, подробные материалы о которых опубликованы в КС №№76-79 (24 мая) и №№81-84 (31 мая 2003 г.). Эти «Снежные жуки» неплохо показали себя на службе Общине «Илебц»: на них и грузы доставляли на север полуострова, и реки переваливали. Но в ходе длительной эксплуатации этих экспериментальных образцов, которые, в сущности, только проходят испытания в Арктике, обнаружились их слабые, по мнению северного заказчика, места. Внимательно и на практике изучив белорусские иномарки, Н. Л. Окотэтто делится с салехардским конструктором лаконичным выводом:

    Сергей Жирков и Николай Окотэтто- Ломаются они часто – и ходовая часть, и двигатель.

И постоянное приобретение для этой «заморской телушки» новых деталей обходится отнюдь не в «полушку». А это определяющий показатель для старейшего заполярного администратора, в чьей характеристике одним из главных качеств можно считать рачительность.  Свидетельство этому – само здание Сеяхинской администрации.

    Невостребованный железный двухэтажный корпус тоже украшал поселковую свалку. А Николай Лачевич превратил его в добротное, со всеми удобствами, строение. Теперь там располагается не только администрация, но и почта, сберкасса, милиция. В районе над ним посмеивались, но Лачевич знал: не обустрой он железный дом, негде будет ютиться всем этим учреждениям, строительство специальных помещений под которые никто финансировать не собирается. А потом удивил насмешников еще больше. Как известно, не стоит администрация без флага. А над Се-Яхой свирепствуют такие ветры, что любой стяг через месяц превращается в жалкий обрывок. Не дело это. Тогда глава поручил сельским строителям сделать железный российский флаг, его и водрузили над железным домом. Стоит бодро: не рвётся и не скрипит.

    - Тогда флаг стоил 500 рублей, плюс еще доставка из Москвы или Тюмени. Хватало его на месяц, то есть меняй 12 раз в году – это сколько уже тысяч получится? – рассуждает сам авторНиколай Окотэтто оригинальной идеи. – А сейчас только подкрашиваем изредка. Откуда вся экономика берется? Вот с этого.

С этого же берутся и первые вопросы Н. Л. Окотэтто к конструктору С. А. Жиркову.

    - Сколько бензина расходует на километр?

    - Весной в снежно-водяное бездорожье 13 литров на 100 км.

    - А в «Буране», значит, на 100 км. – 30 литров.

    - Даже если поставить сюда «бурановский» двигатель, машина будет идти намного легче: здесь нет гусениц, которые нужно перегибать в мороз при том, что там подшипников 30 с лишним штук. А этот вездеход катится одной рукой.

Сергей Жирков И Николай ОкотэттоАвтор модели уверенной рукой, не прилагая особых усилий, слегка откатывает своё произведение. По-ненецки миниатюрный Николай Лачевич тут же самостоятельно убеждается в том, что салехардский вездеход можно двигать одной рукой. Так начинается его знакомство с новой машиной, на капоте которой сталью поблескивают буквы холодного северного названия «Пурга». А вес этого автомобиля порядка 400 кг. Тундровик способен оценить, как легко его взять на буксир даже лодкой и буксировать по воде до места. На борт машина берет до 200 кг. груза в задний отсек, плюс то, что можно погрузить в прицеп. У «Пурги» камеры низкого давления от грузовика, обутые в ещё одну покрышку,  сделанную из такой же камеры. Она легко меняется на новую, поэтому на снегоходе можно спокойно ездить по асфальту.

    - А если серьезно заняться производством, - дальновидно замечает конструктор, - можно закупать и ставить те шины, которыми оснащают вездеходы белорусы.

    Н. Л. Окотэтто дотошно изучает технический портрет машины, который повезёт сеяхинским пионерам пневмоосвоения Ямала. «Пурга» - это рамная конструкция. Полный привод, межосевой и межколесный дифференциал, двигатель от мотоцикла «Урал». На двигателе специально сделано принудительное охлаждение, так как это воздушный оппозитник, четырёхтактный. Магнета для пуска в очень холодную погоду, автомобильный карбюратор и электрический стартер, т. е. запускНиколай Окотэтто осматривает двигатель вездехода "Пурга" производится из салона. Трансмиссия на «Пурге» - вариатор от «Бурана», как говорят техники: «считай, что автомат». Дифференциал межосевой, неблокируемый. Поворотные кулаки на карданах обеспечивают очень высокий запас прочности. Гостю из Се-Яхи показали,  как можно вести эту машину одной рукой, выглядывая на ходу из люка. Дело в том, что на этой машине ручной газ. Тут же на руле привод газа, какой используется на машинах для людей с ограниченными возможностями –очень удобная конструкция. В  салоне  же могут разместиться трое мужчин в малицах.

    И в Салехарде-то немногие знают, что неподалёку от памятника Романтикам 70-х так кучно гнездятся технические гении. А вот заинтересованный северный гость сразу же обнаружил второе снегоходное чудо, буквально в минуте ходьбы от вездехода Жиркова. Ученик последнего, Геннадий Канапатский, в свою очередь представил оригинальную модель.

    Его машина создана на базе автомобиля «Запорожец». Двигатель «Запорожца» былПневмовездеход Геннадия Конопацкого сагрегатирован коробкой от мотоцикла «Днепр». В трансмиссии - понижающий редуктор от того же мотоцикла, благодаря чему значительно увеличилась грузоподъемность. В отличие от более быстроходной «Пурги» автомобиль Конопацкого в час делает 25-30 км., но зато около двух центнеров везет в задней части салона и еще полтонны берет на прицеп. Кузов клёпаный, цельнометаллический, из оцинкованного листа тоже на шасси-рама. Автономный отопитель, работающий на бензине – то есть в салоне будет тепло и зимой, даже при выключенном двигателе. Машина оборудована современной светотехникой и гидравлическими приводами тормозов всех 4-х колёс, привод сцепления также гидравлический. Вездеход может плыть по воде на своих спаренных колесах, а при установке на них грунтозацепов эта техника может идти по любой поверхности, начиная от льда и скользкого наста, и заканчивая болотными топями. На эту модель можно так же, как и на «Пургу», установить двигатель от «Бурана».

    В принципе, в разработке подобных моделей можно воплотить любую задумку. МножествоКонструктор Геннадий Конопацкий вариантов технического решения выглядит очень привлекательным с точки зрения сеяхинца, в родном посёлке которого нет специализированных автомагазинов. Посмотрел Н. Л. Окотэтто на то, как Салехардские конструкторы буквально «на коленке», из того, что есть вокруг, собирают снегоходы на шинах низкого давления – и задумался. Конечно, только в условиях эксплуатации в тундре можно проверить надёжность местного транспорта в сравнении с белорусскими «пневматиками». Но относительная дешевизна салехардских моделей очевидна. И удивился глава сельской администрации словам Геннадия Конопацкого:

- Вот здесь пара заготовок рам у нас просто простаивают, так как машины наши не востребованы.

И правда, пока только житель посёлка Питляр заказал себе такой вездеход с тентом. И находит его незаменимым в распутицу, когда не на чем больше форсировать водные преграды.

    Осмотр модели Г.КонопацкогоДля себя-то Николай Лачевич давно уяснил необходимость в тундре такой новаторской техники, как и то, что для эффективного ведения хозяйства на подведомственной ему территории машин таких нужно больше десятка. И хоть немногословен он был на встрече с местными конструкторами, но, похоже, новые интересные замыслы поселились под его кожаной кепкой. Дело в том, что глава администрации отличается большим вниманием к воспитанию молодёжи. Он постоянный гость в школе-интернате Се-Яхи, где подолгу беседует с учениками. И часто слышит молодёжь от старейшины такие слова:

- Коренной житель сейчас стремится сразу после школы в тундру, не хочет работать в поселке по специальности. Но олень – не постоянная еда, он кончится. Поэтому, чтобы выжить сейчас, нужно находить себе другие житейские дела. Нужно дальше учиться, учиться, учиться. Чтобы не возили мы с юга учителей, медицинских и технических работников.

    Уж не задумал ли Н. Л. Окотэтто, взяв за образцы увиденные произведения салехардских технических самородков, устроить цех по сборке вездеходов на шинах низкого давления прямо в заполярной Се-Яхе? А что – и ребята есть толковые, и многочисленные свалки забиты железными отходами промышленного освоения Ямала. Во всяком случае, он потом еще раз встречался с изобретателем С. А. Жирковым. А также внимательно просмотрел и  увез на родинуВедущий тележурнала "Домкрат"! Андрей Щербина видеоновинку – тележурнал «Домкрат», адресованный специально сеяхинцам. Выпущена эта работа на студии «Илебц» по горячим следам встречи с конструкторами, в ходе которой техническое консультирование осуществлял бывший ведущий салехардского авторадиошоу «Домкрат» Андрей Щербина. Известный своим неравнодушием к местному техническому творчеству, он развил тему множеством своих технических разработок. Заканчивается журнал о технике на шинах низкого давления так: «Это первый шаг тундровиков в 21-й век, сравнимый с тем, который оленеводы сделали, пересев с упряжки на снегоход «Буран». Сегодня можно шагнуть дальше: с бурана, продуваемого насквозь ветрами, и потребляющего масло и бензин канистрами, - в теплый салон вездехода, который пройдет по снегу, проплывет по воде и не поранит нежную тундру». Для тех, кто услышит излишний пафос в этих словах, такая информация: сразу же после того, как на сайте общины Видеожурнал "Домкрат"- НЕ ДЛЯ ПОКАЗА В САЛЕХАРДЕ!«Илебц» был размещен этот материал, пришло письмо с Камчатки. Сотрудники Быстринского природного парка пишут: «Мы очень интересуемся вездеходами на пневматиках сверхнизкого давления. С интересом прочитали про машины из  Салехарда…». Да и чукотский губернатор Абрамович в то время, когда он еще не интересовался английским футболом, тоже покупал «пневматики» у белорусов. Но видно спрос на подобный транспорт растет быстрее импортного предложения.

    «Такие вот делы», - закончил бы этот рассказ своей коронной фразой мудрый Н. Л. Окотэтто. Конечно, трудно пока представить, что в таком новом перспективном направлении, как  техника для заполярья, Ямальцы окажутся не просто потребителями, а производящим авангардом. Однако, все большие дела начинаются с того, что поначалу трудно даже представить. Сегодня в залах окружного Музейно-выставочного комплекса висят уникальные фотографии, сделанные ученым В. П. Евладовым, которому в путешествии по Ямалу в начале прошлого века пришлось осваивать ненецкий транспорт – оленью упряжку. А когда-нибудь, возможно, в тех же залах  будут выставляться исторические экспонаты – первые вездеходы на шинах низкого давления ямальского производства.

 

Е. Степонайтис

Пресс-служба общины «Илебц»

Фото М. Коробова и М.Окотэтто

НАЗАД


Баннерная сеть VBN.tyumen.ru



Hosted by uCoz