Уральский Баннерный Центр

Пневматик в тундре

А «Пневматик» лучше!

 

            «Видимо, что-то важное прошло мимо», - так подумалось любителям    новаторской техники, коих у нас, оказывается, не мало, после прочтения небольшой заметки в «Красном Севере» от 26 апреля. Газета сообщала, что      «на      днях из Салехарда в поселок Се-Яха на  трёх пневматических вездеходах    стартовали участники  3--й белорусской          арктической            экспедиции под             руководством Виталия Мазуркевича».

            И зазвонили нетерпеливые телефоны в редакции газеты, а также у всех,        причастных к этой истории. Шквал вопросов от тех, кто не успел потрогать, обнюхать      и полюбоваться техночудом, так мимолётно посетившим столицу    округа на этот раз. И когда след белорусско-ненецкой арктической            экспедиции уже растаял в пурге Ямала, оказалось, что давно назрела             необходимость рассказать о том, что экспедиция эта – уже второй этап             освоения             ямальским севером нового поколения оригинальной техники. Ему        предшествовали             долгие испытания аналогичной машины в пос. Се-Яха и   тундрах Ямала. В   сегодняшнем материале – данные из досье той первой         экспериментальной модели на момент окончания её испытаний.

 

Предыстория

Корр.: - А «Пневматик» - правильное название?

- Нет. Мой вездеход на колесах низкого давления не имеет отношения к пневмотехнике. Но почему-то в народе прижилось именно название «Пневматик». А американцы, например, называют эту машину «Снежный Жук». (из разговора с конструктором)

           

    С самого начала истории всей полнотой информации обладал Председатель правления общины коренных малочисленных народов «Илебц» М. Н. Окотэтто. Он и рассказывает предысторию появления в общине 3-х новых машин:

    - В 2002-м году, в апреле, проезжала через Лабытнанги экспедиция из 9-ти вездеходов с участием генерального конструктора из Минска В. В. Мазуркевича. СМИ широко освещали эту экспедицию, которая отправлялась на Чукотку.  По дороге одна из машин каравана, №5, была оставлена в Се-Яхе. Первый вездеход на колесах низкого давления на севере Ямала приобрела община «Илебц». Остальные экземпляры, выглядевшие пободрее, благополучно добрались до Чукотки, где, как уверяют конструкторы, их приобрел местный губернатор Р. Абрамович.

    У губернатора ЯНАО Ю. В. Неелова и вице-губернатора И. Л. Ливензона идея внедрения новой техники на просторах округа тоже нашла большое понимание. Объясняется это отличными результатами, показанными минским внедорожником во время испытаний в условиях тундры в течение всего года. Так что 3 новые машины, пригнанные на Север белорусами, производились уже по спецзаказу общины.

    Повышенное внимание к показателям экологической безопасности транспорта в тундре в первую очередь заставило оценить особенности колёс с низким давлением – они не ранят ягельный покров. Новый вездеход практически не оставляет следов. Достоинство с точки зрения охраны окружающей среды нередко оборачивалось сложной задачей по обнаружению вездехода с вертолёта. Выяснилось, что подобные машины нужно сразу оснащать современными рациями и спутниковыми компасами, чтобы пилоты могли определять и передавать свои координаты. Помочь общине «Илебц» с обеспечением  связью собирается  Департамент по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО. Его руководитель, зам. губернатора Н. А. Бабин, неоднократно подчеркивал, что департамент всегда готов поддержать тех, кто не только занимается сбытом своей продукции, но и думает о будущем, об экологии, о внедрении в тундре новых передовых технологий хозяйствования.

 

Община испытывает «Снежного Жука»

«В дальнейшем эта спецтехника будет   использоваться для оперативной доставки товаров первой необходимости для кочевников Ямальской тундры».(«КС» № 66-68 от 26 апреля 2003 г.)

 

    Более быстрому обнаружению на фоне снегов или зелени тундры, служит и окраска кузова. Последние машины – ярко-оранжевые. А первый сеяхинский вездеход был краснее пожарной машины, рядом с которой и базировался в местной пожарной части. Кстати, пожарные, поднявшие над своей частью флаг МЧС, в один голос утверждают, что лучшей техники, чем «Пневматик», для поисково-спасательных операций в тундре и не придумаешь.

     Рядом с белорусской «ласточкой» почти всегда можно было обнаружить первого местного её испытателя Александра Швецова. Вот такое резюме родилось у него после 9-ти месяцев авто-тестирования:

    - Единственный вид транспорта, который может перемещаться в тундре летом – это вертолет и упряжка оленей.  А теперь мы получили отличную машину, которая даже летом может перевозить грузы по бездорожью.

    На «Пневматике» мы прошли около 1500 километров. Летом загружали 450-500 кг. Ну а зимой, при наличии прицепа можно перевозить до 1100 кг. грузов. Груженый вездеход развивает в тундре скорость 55-60 км/час.

    Двигатель на экспериментальном экземпляре импортный – «Опель». Ходовая от отечественного автомобиля «Нива», все 3 моста - от «УАЗ». Запчасти все доступные - от легковых автомобилей, приобретаются через торговую сеть.

    Мы в салон первого «Пневматика» добавили прибор, показывающий давление масла,  вместо контрольной лампочки. Поработали над дизайном салона. Ну а конструкторов сориентировали на создание вездеходов, способных преодолевать большие водоемы. В тундре это необходимо, а наш «Пневматик» в начальном своём «издании» был для этого не предназначен.

    Здесь обстоятельное интервью заканчивается. Назавтра назначен последний и решительный пробег на север Ямала – контрольное задание испытательного срока. Закопченный, заросший и засаленный, механик Саня ринулся в последнюю проверку «всех узлов». С безумными глазами, натуральный авто-шаман, он нырнул под брюхо вездехода – видимо, «подшаманить».

   

Большой зимний пробег

- База, база! Луноходу! Как слышно меня? Приём!

- Слышно нормально!

- Скажи что-нибудь на дорожку!

- Доехать вам счастливо! Хорошо чтоб доехали!

(радиодиалог, записанный во время испытаний в 25-ти км. к северу от пос. Се-Яха)

 

    Сеяхинцы не делятся, из каких соображений «Пневматик» прозвали ещё и «Луноходом». Однако, очень скоро технический парк общины «Илебц» пополнился тремя авто с еще более инопланетным дизайном кузова – есть в «Снежных Жуках» что-то от НЛО. Им ещё только предстоит освоение вселенной тундры.

    А в декабре прошлого года 120 километров на север Ямала и обратно были успешно преодолены на первом ветеране-вездеходе под №5. «Пневматик» и сопровождающий его снегоход «Буран» останавливались в чумах общинников. Председатель правления общины прямо в стойбищах смог обсудить с оленеводами предложение главы администрации Ямальского района А. Н. Кугаевского пригнать оленей на убойный комплекс в Яр-Сале. Возможность оперативной обратной связи – тоже достоинство из актива новой техники.

    Молодого фельдшера Викторию Окотэтто, которая часть пути, от чума к чуму, проделала в «Пневматике», особенно впечатлили перспективы создания передвижных фельдшерско-акушерских пунктов на базе новой машины. Пока в бесконечные разъезды между больными тундровиками Сеяхинской и Сабеттинской тундры доктор Вика отправляется на попутных упряжках или снегоходах. 

    Ну и, наконец, общинники, закончившие забойную компанию в Сабетте, были в целости и сохранности доставлены в Се-Яху. Спасибо вездеходу – не пришлось дожидаться случайного вертолёта или попутных «Буранов». А пока пассажиры (их оказалось слишком много) дремали, плотно набившись в салон «Пневматика», водителю А. Швецову скучать не приходилось:

- Машину эту нельзя перегружать даже зимой ни в коем случае. - Двигатель начал сильно греться, создалась большая температура в моторном отсеке. В результате вышла из строя печка, которая подает тепло на водителя, на пассажиров и на обдув стёкол. Там просто-напросто патрубки расплавились. Потом начали лопаться ремни, которые держат камеры на ободах. Назад ехали по ветру, то есть температура двигателя всегда была на максимуме, на пределе – начал отказывать электродворник. И в самом конце, буквально на последнем метре пути, вышел из строя подшипник переднего моста. Вообще рассыпался на мелкие части.

    Не надо забывать, что эта модель попала в общину «Илебц», перед тем сменив многих владельцев и «отпахав» в экстремальных арктических условиях конкретный срок. Поэтому после пробега Се-Яха – Сабетта – Се-Яха вердикт вынесен был такой: «Пневматик» отлично прошел испытания. А. Швецов комментирует достоинства техники:

- Когда отказал электростартер, попробовали дернуть вездеход «Бураном» и получилось довольно удачно. Снегоход взял лёгкий «Пневматик» на буксир и – завели «с толкоча». По возвращении я заменил патрубки и ремни, перебрал стартер. Всё работает – можно снова выезжать.

    Расход топлива на 170 км. – всего 20 литров. Здесь используется дизельное топливо, что очень нас устраивает, ведь северянам бензин всегда достается сложнее. Есть, правда, в тундре еще техника «на соляре» – это гусеничные машины. Но она не подходит для передвижения по тонкому льду. Время гусеничной техники сейчас, когда лед достаточно окреп. Сейчас мы также будем развозить дрова тундровикам на дизельном «Урале». А «Пневматик» пока становится «на прикол».

    С этими словами механик благодарно похлопал по жесткому боку самого молодого «зверя» в своем авто-стаде. Да, прижился «Пневматик» в тундре так, что скоро еще 3 его сородича пополнят автопарк общины «Илебц».

 

Пневматическая атипия

- С точки зрения развития у нас технических видов спорта, «пневматическая атипия» -            это не болезнь, а лекарство.(диагноз салехардского эксперта)

 

    Эксперт, поставивший юмористический диагноз, был продавцом автомагазина, что на выезде из Салехарда.  В это время он как раз следил в окно за уверенным бегом вдоль по «Губернаторской» небольшого аргиша из 3-х новых «пневматиков». Чуткое ухо техномана было в это время нацелено в торговый зал, где частенько крутится парочка-другая техников-самоделкиных. Послушав их отзывы, он отвернулся от пустого уже окна, набрал номер и сказал в трубку: «Снежные Жуки» покинули Салехард». Дело было, как вы помните, 21 апреля 2003 г.

    Данная телефонограмма предназначалась пресс-службе общины «Илебц». И с этого момента начинается история 3-ей Арктической белорусско-ненецкой экспедиции.

 

            3-я Арктическая белорусско-ненецкая экспедиция завершилась 30 апреля, в среду. Её участники с белорусской стороны, прибыв в Салехард вертолетом из    Се-Яхи, материализовались на пороге пресс-службы общины «Илебц». Трое             белорусов, в чьих утомленных лицах и движениях угадывались следы           экспедиционной      декады, сгружали в коридоре габаритную поклажу. Громкие        голоса, технические запахи и грузы путешественников уверенно заполнили             пространство, в котором воздуха осталось на робко-веселый вопрос: «А           вездеходы тоже с             вами»? Но лестничная клетка была пуста – 3 новых вездехода   на колёсах    низкого давления прописались на севере Ямала, в общине          коренных      малочисленных народов.

            Скорое прощание с минчанами было более теплым, но таким же оперативным,       как встреча. Перед тем, как уехать в Лабытнанги, на железнодорожный         вокзал, они получили подарочные диски с документальными фильмами от         студии «Илебц». В ответ гости поделились эксклюзивной информацией, сообщив     нам итоги экспедиции и официально объявив её успешный финал.

 

Хронология экспедиций

«Разработка вездеходов ведется на основе опыта успешно проведенных ходовых испытаний прототипов предлагаемых машин  в ходе экспедиций в Арктике и Антарктиде в 1997-2002 гг.»(В.С.Чуков, Президент Экспедиционного центра «АРКТИКА», заслуженный мастер спорта)

 

    Краткая новейшая история белорусских походов представлена корреспондентом «Белорусской деловой газеты» Андреем Александровичем, который увлечен Арктикой с 1987 г., когда экспедиции еще назывались «белорусско-российскими».

    - Начиная с 1987 г. регулярно стартовали экспедиции из Воркуты в сторону Усть-Кары, Амдармы, острова Вайгач. Основная цель данных экспедиций – испытание технических средств передвижения, их эксплуатационных качеств в самых экстремальных условиях.

    В 2000 г. прошла наиболее известная белорусско-российская экспедиция. Тогда впервые в мире белорусские вездеходы на колёсах низкого давления в автономном режиме достигли Южного географического полюса планеты, пройдя по ледовому куполу Антарктиды более 4000 км.

    В 2001 г. года в рамках программы «Полярное Кольцо» машины последующей, усовершенствованной модификации прошли более 6000 км. по побережью Северного Ледовитого океана от Ямала до Чукотки, преодолевая многокилометровые пространства открытой воды в период весенне-летней распутицы, когда ни одно другое транспортное средство двигаться не могло.

    В дальнейшем еще планируется пройти по Аляске и Гренландии, через Северный Полюс в Канаду, - фактически сделать такое «колечко» по северным широтам вокруг Земного шара.

    Едва закончив испытывать вездеходы на Ямале, А. Александрович уже предвкушает путешествие по Северу на четырехколесных пневмомотоциклах, опытные модели которых, по его словам, уже в разработке.

 

«Пневматик» в седьмом поколении

«Традиционные отрасли северного хозяйства испытали на себе влияние технического прогресса. …Обновилась материально-техническая база  – используются автомашины, гусеничные трактора, снегоходы, вездеходы».(В. В. Веселкина «Взаимодействие традиционного и нового в сфере труда у народностей Обского Севера»)

 

    Маленький Виталик Мазуркевич очень увлекался техникой. Собрав мопед, карт, багги, он  вырос. Но увлечению своему не изменил: получил образование автомобилиста-эксплуатационщика. Однажды встретился Виталий с вездеходом на пневмокамерах. И с тех пор конструирование автомобилей повышенной проходимости стало его хлебом, его любовью и его галактикой.

    Сегодня «отец» нашего «Пневматика» со сдерживаемой гордостью сообщает, что его вездеходы, 7-го уже поколения, прошли от Салехарда до Се-Яхи за четверо суток. А еще 2 года назад таким машинам требовалось на преодоление этого маршрута 12 дней. Сначала предполагалось, что путь 3-ей Арктической экспедиции проляжет по зимнику вдоль железной дороги. Но техника была не обкатана в северных условиях - по 500-600 км. машины прошли до этого только в щадящих, относительно местных, климатическо-топографических условиях Белоруссии. К тому же, если прежние экспедиции проходили зимой, то сейчас минчан встретила задорная апрельская пурга по-ямальски. Поэтому решили не рисковать. До Се-Яхи добирались через Аксарку и далее – через все посёлки Ямальского района: Салемал – Панаевск - Яр-Сале - Новый Порт - Мыс Каменный. Однако, какого-то серьезного ремонта в пути не потребовалось. Когда один вездеход небольшого каравана под управлением конструктора Василия Мытько потерял колесо из-за того, что открутились гайки, этого просто не заметили. Ехали себе на пяти колесах, потом обнаружили пропажу, вернулись, нашли колесо и возили его в прицепе до тех пор, пока не нашли нужные гайки. Это – анекдот от участников экспедиции. А дальше – технические характеристики и особенности новых «Снежных Жуков» в сравнении с уже испытанным на севере Ямала «Пневматиком». Рассказывает генеральный конструктор В. Мазуркевич:

    - Сейчас, с учетом прошлогоднего опыта эксплуатации, мы привезли абсолютно другую конструкцию. Она  стала  дешевле, так как значительно упростилась: стало меньше деталей, меньше узлов.

    Машина, которую испытывала община «Илебц»,  проходила препятствия высотой 600 мм. только за счет подвески, практически без колебания кузова. Сейчас хода подвески уменьшили до 400 мм. Это позволило значительно снизить стоимость и вес машины. Вес машины стал меньше на 150 кг. Это улучшило проходимость и снизило расход топлива.

    На одном из вездеходов используются первые опытные экземпляры шины низкого давления с кордом. Засчет этого машина ведет себя уже ближе к автомобилю, чем к пневмовездеходу. В этом есть свои преимущества и свои недостатки. У «Пневматика» проходимость по рыхлому снегу была лучше, но значительно хуже управляемость, и очень тяжело он поднимался на подъёмы. Теперь наоборот: машина лучше идет «в горку», отличается легкой управляемостью (руль можно крутить двумя пальцами!). Но он потерял в проходимости по рыхлому снегу - начал «резать» снег. Будем ждать результатов  весенне-летних  испытаний. – Если новая шина будет вести себя в условиях тундрового бездорожья хорошо, то мы перейдём на эту перспективную модель. Если нет, то нам придётся возвращаться к старой шине-оболочке.

    Вместо «опелевского» здесь использованы  дизельные моторы от «Форда». Это одна из самых старых разработок «Форда» -  наиболее примитивная и надёжная. Особенность данного мотора - очень хороший запуск на морозе.

    Машина состоит на 70% из деталей и узлов, которые используются на средних автомобилях и обычных легковых автомобилях, таких как «УАЗ», «Газель», «Москвич», «ВАЗ». Проблем с запчастями к ней не должно быть и на севере Ямала.

    Были проведены краткие курсы по разборке-сборке вездехода среди водителей, которые будут управлять машинами, чтобы они, что называется, просто перестали её бояться. К механику общины «Илебц» А. Швецову последнее утверждение не относится. Белорусские конструкторы не без оснований подозревали, что у сеяхинского авто-шамана уже руки чешутся поближе познакомиться с внутренностями новых «Снежных Жуков». Однако, к отзывам и рекомендациям ямальского механика, эксплуатировавшего «Пневматик» в прошлом году, белорусские конструкторы внимательно прислушиваются. Кстати, А. Швецов принимал активное участие в перегоне «пневматиков» по маршруту Салехард - Се-Яха, сидя за рулём вездехода наряду с минскими конструкторами-испытателями.

 

Приключения минчан в Заполярье

 

                                                       

«В то время как участники экспедиции наблюдали за такими интересными народными состязаниями как метание тынзяна на хорей, перетягивание палки          и прыжки через нарты, многие оленеводы ходили вокруг наших пневматических вездеходов,          цокая языками, изучали технику и просили проехаться. В итоге венчавшие праздник  гонки на оленьих упряжках проходили параллельно с катанием на    белорусских шестиколесных машинах».  («Белорусская деловая газета»,апрель2003 года )

 

    Второй член экипажа, управлявший вездеходом по очереди с А. Швецовым, белорусский журналист А. Александрович, так описывает свои ощущения от поездки:

    - Путешествие оказалось на удивление комфортабельным. Когда во время прежних экспедиций начиналась пурга, мы разбивали для ночёвки шатровую палатку. Условия экстремальные: если на улице -52, то в палатке – 50 градусов ниже нуля. А сейчас и переночевать, и пообедать мы могли в отапливаемой машине. Такой комфорт позволял нам постоянно двигаться по маршруту со свежими силами.

    Уставшим с дороги путешественникам по прибытии в Се-Яху оказали тёплый приём и разместили в одном из домов общинников. Любознательный корреспондент «БДГ» тщательно фиксировал все свои наблюдения во время пребывания на севере Ямала, чтобы потом донести их до соотечественников. А мы узнали впечатления Андрея чуть раньше, чем его коллеги и читатели:

    - Когда я уезжал в экспедицию из Минска, люди с высшим образованием спрашивали меня, увижу ли я на Ямале пингвинов. В Белоруссии знают, что есть Салехард, кое-кому известен г. Лабытнанги. Но практически никто не в курсе, что в тундре живут люди, ставят чумы и пасут оленей. Для большинства это черно-белая картинка из дореволюционных времён.

    Сейчас все знают, что на Ямале добывается газ: в Белоруссии прокладывается  ветка газопровода «Ямал-Европа». И все абсолютно уверены, что  помимо газодобычи, на севере больше никто ничем не занимается. Больше знают об эскимосах Аляски, потому что американцы популяризируют их жизнь. А любые рассказы о севере России – диковинка.

    А люди, приходившие в Се-Яху из тундры, обсуждали войну в Ираке, звездное небо в разных полушариях планеты. Они анализируют последние события в мире, делают из них выводы для себя. В тундре народ обстоятельный, «продуманный». То, что для нас «поток информации» - для них «пища для размышлений». Совершенно другой уклад жизни у северян, другие устои.

     Вообщем, Андрей узнал о Ямале много нового и увозил с собой наброски экзотических материалов. Вот один из них: «В Сеяхе нам довелось побывать в гостях и у местной белорусской диаспоры…. Земляки устроили в честь приезда экспедиции небольшой сабантуйчик с осетриной, муксуном, омулем и олениной, после чего с пожеланиями доброго пути пришли проводить в дорогу». Да, и заядлые путешественники скучают по дому. И накануне отъезда из Салехарда минчане рассказывают о том, что особенно согрело участников 3-ей Арктической экспедиции на суровом севере:

    - Представитель любой национальности только вдали от Родины чувствует, что значит «земляк». В Се-Яхе мы встретились с белорусами, которые когда-то по комсомольским путёвкам уехали на север СССР и влюбились в этот край. Директор Сеяхинской школы-интерната с супругой, школьный водитель и авиационный диспетчер местного аэропорта – все остались здесь жить, потому что не могут больше без Севера, который их «затянул». Но эти люди по-прежнему помнят о своих корнях, и считают своим долгом помочь приезжим землякам. Это очень ценно, так и должно быть.

 

Новая база исследователей Арктики

«В роли коренных народов по достижению устойчивого развития на национальном уровне определены следующие задачи: в экономической сфере - … важно развитие местного экологически    безопасного и энергоэффективного транспорта…». (Проект «Коренные народы - взгляд в будущее». Национальный доклад, утвержденный на международной конференции «Коренные народы в гражданском обществе России»» 2003 г., Москва)

 

    «Снежные Жуки» уже с первых дней северной обкатки начали использоваться для практических нужд тундровиков. От Яр-Сале до Се-Яхи были доставлены овощи, загруженные в прицепы проводниками-ненцами, и вязанки прутьев, которые используются для сооружения лежанок в чуме.

    Уже после отъезда конструкторов, 7 мая, 2 вездехода отлично показали себя в поездке на День Оленевода в Тамбей. Население посёлка встретило новый транспорт с большим интересом. Одна машина сразу же отправилась на дальние северные стойбища к проливу Малыгина. В ней ехал главный ветеринарный врач Ямальского района С. В. Бубенчиков. Он производил вакцинацию оленегонных лаек. Это был следующий этап большой кампании, организованной в районе – сначала были утилизированы (сожжены) туши двух бешеных волков и задранных ими оленей. А поскольку бешенство легко передаётся от волков песцам и собакам, все хозяйствующие предприятия на территории Администрации Сеяхинского сельского совета активно включились в профилактические мероприятия. Новая, отапливаемая, техника очень помогла, ведь вакцина для собак действует в течение 5 часов после приготовления, и держать раствор нужно в тепле. В таких случаях ветеринарам, добирающимся до отдаленных стойбищ на снегоходах, приходится трудно.

    В любое время года и по любому бездорожью вездеходы на колесах низкого давления могут перевозить не только больных, медработников, других специалистов и «гонцов» из администрации. По мнению главы Администрации п. Се-Яха Н. Л. Окотэтто, «пневматики» помогут с доставкой продуктов. Весной и летом у тундровиков часто портится весь необходимый запас мучных изделий. В дождливое время не удаётся просушить хлеб, сухари, сушки – все это плесневеет. Вездеходы с прицепами повезут в этом году в тундру хлеб и другие продукты.

    В это время за тысячи километров от Ямала конструкторы новой техники В. Мазуркевич и В. Мытько, по их собственному признанию, будут думать над новыми моделями, мечтая о времени, «когда у каждого чума будут не только олени, спутниковые антенны и электростанции, но и полноценные легковые автомобиле для комфорта в тундре».

    А председатель правления общины «Илебц» считает, что большим спросом у оленеводов, возможно, будут пользоваться четырёхколесные пневмомотоциклы с прицепами. В следующий раз минчан ждут в гости с этой новинкой. А в том, что партнерские отношения с белорусами у общины надолго, М. Н. Окотэтто не сомневается:

    - Се-Яха нужна исследователям Арктики, которые теперь собираются покорить Северный полюс, как самая северная перевалочная база. Тем более, что здесь теперь целый автопарк белорусской экспериментальной техники, которая круглый год будет работать в условиях Заполярья.  

 

 Е. Степонайтис, пресс-служба общины «Илебц»

НАЗАД


Баннерная сеть VBN.tyumen.ru



Hosted by uCoz