Баннерная сеть VBN.tyumen.ru

Пневматик у чума

"ЛУНОХОДЫ" В ТУНДРЕ.

(Газета "Красный Север", 24 мая 2003 г.)

 

            «Видимо, что-то важное прошло мимо», - так подумалось любителям    новаторской техники, коих у нас, оказывается, не мало, после прочтения небольшой заметки в «КС» от 26 апреля. Газета сообщала, что «на днях из   Салехарда в поселок Се-Яха на  трёх пневматических вездеходах стартовали участники  3--й белорусской арктической            экспедиции под  руководством Виталия Мазуркевича».

            И зазвонили нетерпеливые телефоны в редакции газеты, а также у всех,        причастных к этой истории. Шквал вопросов от тех, кто не успел потрогать, обнюхать      и полюбоваться техночудом, так мимолётно посетившим столицу    округа на этот раз. И когда след белорусско-ненецкой арктической   экспедиции уже растаял в пурге Ямала, оказалось, что давно назрела  необходимость рассказать о том, что экспедиция эта – уже второй этап       освоения ямальским севером нового поколения оригинальной техники. Ему        предшествовали  долгие испытания аналогичной машины в пос. Се-Яха и   тундрах Ямала. В сегодняшнем материале–данные из досье той первой экспериментальной модели на момент окончания её испытаний.

 

Предыстория

 Корр.: - А «Пневматик» - правильное название?- Нет. Мой вездеход на колесах низкого давления не имеет отношения к пневмотехнике. Но почему-то народе прижилось именно название «Пневматик». А американцы, например, называют эту машину «Снежный Жук».(из разговора с конструктором)    

    С самого начала истории всей полнотой информации обладал Председатель правления общины коренных малочисленных народов «Илебц» М. Н. Окотэтто. Он и рассказывает предысторию появления в общине 3-х новых машин:

    - В 2002-м году, в апреле, проезжала через Лабытнанги экспедиция из 9-ти вездеходов с участием генерального конструктора из Минска В. В. Мазуркевича. СМИ широко освещали эту экспедицию, которая отправлялась на Чукотку.  По дороге одна из машин каравана, №5, была оставлена в Се-Яхе. Первый вездеход на колесах низкого давления на севере Ямала приобрела община «Илебц». Остальные экземпляры, выглядевшие пободрее, благополучно добрались до Чукотки, где, как уверяют конструкторы, их приобрел местный губернатор Р. Абрамович.

    У губернатора ЯНАО Ю. В. Неелова и вице-губернатора И. Л. Ливензона идея внедрения новой техники на просторах округа тоже нашла большое понимание. Объясняется это отличными результатами, показанными минским внедорожником во время испытаний в условиях тундры в течение всего года. Так что 3 новые машины, пригнанные на Север белорусами, производились уже по спецзаказу общины.

    Повышенное внимание к показателям экологической безопасности транспорта в тундре в первую очередь заставило оценить особенности колёс с низким давлением – они не ранят ягельный покров. Новый вездеход практически не оставляет следов. Достоинство с точки зрения охраны окружающей среды нередко оборачивалось сложной задачей по обнаружению вездехода с вертолёта. Выяснилось, что подобные машины нужно сразу оснащать современными рациями и спутниковыми компасами, чтобы пилоты могли определять и передавать свои координаты. Помочь общине «Илебц» с обеспечением  связью собирается  Департамент по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО. Его руководитель, зам. губернатора Н. А. Бабин, неоднократно подчеркивал, что департамент всегда готов поддержать тех, кто не только занимается сбытом своей продукции, но и думает о будущем, об экологии, о внедрении в тундре новых передовых технологий хозяйствования.

 

Община испытывает «Снежного Жука»

                                                                       «В дальнейшем эта спецтехника будет                                                                                      использоваться для оперативной доставки товаров                                                                первой необходимости для кочевников Ямальской                                                                    тундры».

                                                                       («КС» № 66-68 от 26 апреля 2003 г.)

    Более быстрому обнаружению на фоне снегов или зелени тундры, служит и окраска кузова. Последние машины – ярко-оранжевые. А первый сеяхинский вездеход был краснее пожарной машины, рядом с которой и базировался в местной пожарной части. Кстати, пожарные, поднявшие над своей частью флаг МЧС, в один голос утверждают, что лучшей техники, чем «Пневматик», для поисково-спасательных операций в тундре и не придумаешь.

     Рядом с белорусской «ласточкой» почти всегда можно было обнаружить первого местного её испытателя Александра Швецова. Вот такое резюме родилось у него после 9-ти месяцев авто-тестирования:

    - Единственный вид транспорта, который может перемещаться в тундре летом – это вертолет и упряжка оленей.  А теперь мы получили отличную машину, которая даже летом может перевозить грузы по бездорожью.

    На «Пневматике» мы прошли около 1500 километров. Летом загружали 450-500 кг. Ну а зимой, при наличии прицепа можно перевозить до 1100 кг. грузов. Груженый вездеход развивает в тундре скорость 55-60 км/час.

    Двигатель на экспериментальном экземпляре импортный – «Опель». Ходовая от отечественного автомобиля «Нива», все 3 моста - от «УАЗ». Запчасти все доступные - от легковых автомобилей, приобретаются через торговую сеть.

    Мы в салон первого «Пневматика» добавили прибор, показывающий давление масла,  вместо контрольной лампочки. Поработали над дизайном салона. Ну а конструкторов сориентировали на создание вездеходов, способных преодолевать большие водоемы. В тундре это необходимо, а наш «Пневматик» в начальном своём «издании» был для этого не предназначен.

    Здесь обстоятельное интервью заканчивается. Назавтра назначен последний и решительный пробег на север Ямала – контрольное задание испытательного срока. Закопченный, заросший и засаленный, механик Саня ринулся в последнюю проверку «всех узлов». С безумными глазами, натуральный авто-шаман, он нырнул под брюхо вездехода – видимо, «подшаманить».

   

Большой зимний пробег

                                                                       - База, база! Луноходу! Как слышно меня? Приём!

                                                                       - Слышно нормально!

                                                                       - Скажи что-нибудь на дорожку!

                                                                       - Доехать вам счастливо! Хорошо чтоб доехали!

(радиодиалог, записанный во время испытаний

в 25-ти км. к северу от пос. Се-Яха)

    Сеяхинцы не делятся, из каких соображений «Пневматик» прозвали ещё и «Луноходом». Однако, очень скоро технический парк общины «Илебц» пополнился тремя авто с еще более инопланетным дизайном кузова – есть в «Снежных Жуках» что-то от НЛО. Им ещё только предстоит освоение вселенной тундры.

    А в декабре прошлого года 120 километров на север Ямала и обратно были успешно преодолены на первом ветеране-вездеходе под №5. «Пневматик» и сопровождающий его снегоход «Буран» останавливались в чумах общинников. Председатель правления общины прямо в стойбищах смог обсудить с оленеводами предложение главы администрации Ямальского района А. Н. Кугаевского пригнать оленей на убойный комплекс в Яр-Сале. Возможность оперативной обратной связи – тоже достоинство из актива новой техники.

    Молодого фельдшера Викторию Окотэтто, которая часть пути, от чума к чуму, проделала в «Пневматике», особенно впечатлили перспективы создания передвижных фельдшерско-акушерских пунктов на базе новой машины. Пока в бесконечные разъезды между больными тундровиками Сеяхинской и Сабеттинской тундры доктор Вика отправляется на попутных упряжках или снегоходах.  

    Ну и, наконец, общинники, закончившие забойную компанию в Сабетте, были в целости и сохранности доставлены в Се-Яху. Спасибо вездеходу – не пришлось дожидаться случайного вертолёта или попутных «Буранов». А пока пассажиры (их оказалось слишком много) дремали, плотно набившись в салон «Пневматика», водителю А. Швецову скучать не приходилось:

- Машину эту нельзя перегружать даже зимой ни в коем случае. - Двигатель начал сильно греться, создалась большая температура в моторном отсеке. В результате вышла из строя печка, которая подает тепло на водителя, на пассажиров и на обдув стёкол. Там просто-напросто патрубки расплавились. Потом начали лопаться ремни, которые держат камеры на ободах. Назад ехали по ветру, то есть температура двигателя всегда была на максимуме, на пределе – начал отказывать электродворник. И в самом конце, буквально на последнем метре пути, вышел из строя подшипник переднего моста. Вообще рассыпался на мелкие части.

    Не надо забывать, что эта модель попала в общину «Илебц», перед тем сменив многих владельцев и «отпахав» в экстремальных арктических условиях конкретный срок. Поэтому после пробега Се-Яха – Сабетта – Се-Яха вердикт вынесен был такой: «Пневматик» отлично прошел испытания. А. Швецов комментирует достоинства техники:

- Когда отказал электростартер, попробовали дернуть вездеход «Бураном» и получилось довольно удачно. Снегоход взял лёгкий «Пневматик» на буксир и – завели «с толкоча». По возвращении я заменил патрубки и ремни, перебрал стартер. Всё работает – можно снова выезжать.

    Расход топлива на 170 км. – всего 20 литров. Здесь используется дизельное топливо, что очень нас устраивает, ведь северянам бензин всегда достается сложнее. Есть, правда, в тундре еще техника «на соляре» – это гусеничные машины. Но она не подходит для передвижения по тонкому льду. Время гусеничной техники сейчас, когда лед достаточно окреп. Сейчас мы также будем развозить дрова тундровикам на дизельном «Урале». А «Пневматик» пока становится «на прикол».

    С этими словами механик благодарно похлопал по жесткому боку самого молодого «зверя» в своем авто-стаде. Да, прижился «Пневматик» в тундре так, что скоро еще 3 его сородича пополнят автопарк общины «Илебц».

 

Пневматическая атипия

- С точки зрения развития у нас технических  видов спорта, «пневматическая атипия» -         это не болезнь, а лекарство! (диагноз салехардского эксперта)

   

Эксперт, поставивший юмористический диагноз, был продавцом автомагазина, что на выезде из Салехарда.  В это время он как раз следил в окно за уверенным бегом вдоль по «Губернаторской» небольшого аргиша из 3-х новых «пневматиков». Чуткое ухо техномана было в это время нацелено в торговый зал, где частенько крутится парочка-другая техников-самоделкиных. Послушав их отзывы, он отвернулся от пустого уже окна, набрал номер и сказал в трубку: «Снежные Жуки» покинули Салехард». Дело было, как вы помните, 21 апреля 2003 г.

 Данная телефонограмма предназначалась пресс-службе общины «Илебц». И с этого момента начинается история 3-ей Арктической белорусско-ненецкой экспедиции, рассказ о которой – в следующем номере.

    Е. Степонайтис

пресс-служба общины «Илебц»,

 

назад


Уральский Баннерный Центр



Hosted by uCoz