Баннерная сеть VBN.tyumen.ru

Община "ИЛЕБЦ":НОВОСТИ


05.01.2005 / ЛЕДОВОЕ НАСЛЕДИЕ. Всё больше внимания власти и жители Салехарда уделяют сохранению наследия культуры и традиций. Ярким примером того, как оно создается и приумножается – ежегодный Международный фестиваль ледовой скульптуры. Закончилась «Полярная рапсодия» - 2004. Разъехались скульпторы, оставив в наследство городу на полярном круге уникальную экспозицию. История её создания – в серии материалов под общим названием: Ледовое Наследие.

***

Фестиваль приветствует участников17 ноября у развлекательного центра «Полярис» было празднично. Одно за другим останавливались авто, подвозя гостей 4-го Международного фестиваля ледовой скульптуры «Полярная рапсодия».

    В зале рассаживались традиционно. Слева от сцены – жюри, напротив него – пресса, и прямо перед сценой – герои праздника: 11 команд ледовых скульпторов.

    В жюри 4-го фестиваля пригласили 11 человек. Это представители администрации, деятели культуры, руководители  компаний фондов и студий. Председатель жюри – В. В. Волошанская – начальник управления архитектуры и градостроительства, главный архитектор округа.

    Начинался праздник приветственными речами представителей АдминистрацииВопрос финской команде: кого на фестивале больше – скульпторов, Салехарда и ЯНАО, которые сегодня одинаково активно участвуют в организации фестиваля.

   Открытием ледового искусства Салехард в немалой степени обязан бессменному заместителю председателя оргкомитета фестиваля и зам. председателя жюри А. И. Беленькому. Он вспоминает:

    - Идея строить  ледовые городки своими силами родилась у нас лет 7 назад на реке Ханымей. Мы попытались, но первый блин вышел комом. Потом пригласили профессионалов из Перми. А 5 лет мы с А. Тютневым решили провести уникальный ледовый фестиваль на полярном круге.

    Генеральный директор некоммерческого фонда скульпторов России «Единение» А. И. Тютнев уверяет:

    - Каждый фестиваль – это дебют и для мастеров, и для организаторов. Но если Александр Беленький: «Ледовые вандалы не пройдут»!раньше о «Полярной рапсодии» почти никто не знал, и география участников была небольшая, то к 4-му фестивалю его популярность значительно возросла. Сейчас он на уровне тех известных в мире фестивалей, которым уже более 10 лет.

    ...Под звуки песни «Полярная рапсодия» кружились на сцене скульпторы с участницами ансамбля, традиционно наряженными в костюмы северных мотивов. Но самый волнующий момент – впереди.

    Жеребьевка. Председатель жюри оглашает номера, под которыми будут выступать ледовые команды.

    Команда Салехарда в этом году вновь единственная представляла «ледовую дружину» Ямала. В прошлом году капитану дебютантов с полярного круга Михаилу Каневу вручили номер 2. На 4-м фестивале капитан тот же, а номер – 10. Наши,Два Алексея. Буланкин – незаменим как прораб ледовой стройки, Тютнев – как чехи, латыши, финны, армяне, ирландцы – все пытаются прозреть судьбу конкурсанта в ёлочных шариках с номерами.

    Под сводами «Поляриса» смолкает музыка, уступив место интервью и инструкциям: по организации ледовых работ, по охране гостей и скульптур, по бесперебойному обеспечению скульпторов горячим чаем и кофе.

     Команды вышли на рабочую площадку. Оказывается, в этом году нумерация мест шла с противоположного края площадки. И – Канев глазам своим не поверил – нашей команде под возведение скульптуры досталось то же самое место!

Дальше стандартная программа 1-го дня фестиваля - ознакомительная Михаил Канев: «Вот такой вышины, вот такой ширины!». экскурсия гостей по Салехарду, которую предложили провести нашему капитану, как коренному салехардцу. А ближе к вечеру – тоже традиционная поездка в Горнокнязевск,  этнографический музей под открытым небом.

    Впереди – 4 фестивальных дня, за которые будет создано ледовое наследие 4-й «Полярной рапсодии».

***

 Большинство из работающих в Салехарде ледовых дел мастеров – из Перми. И вМарина Еркович – дежурная по кухне фестиваля конкурсной программе 4-го Международного фестиваля «Полярная рапсодия» участвует много пермяков – в интернациональной российско-американской команде, в команде Армении и, собственно команде Перми. Поэтому совершенно справедливо фортуна определила их номер на площадке как первый. Для аборигенов Салехарда пермские скульпторы, по-прежнему, авторитеты №1 в ледовом освоении бюджета.

    Пермяки представляют качественную работу. Они демонстрируют хватку профессионалов, глядя на композиции которых, невольно представляешь многие парки и площади России, на которых уютно сливаются с заданным ландшафтом плоды их фантазии.

Готово! Приятного аппетитаВ наследие от прошлогодней экспозиции «Полярной рапсодии» нам осталось воспоминание о волшебной Розе-сердце, цветущей год назад на этом месте. Но белорусы в этом году не приехали, а вот Салехард и Пермь водой не разольёшь! Тем более, что на морозе скульпторы используют воду, как цемент.

    А белорусский скульптор Михаил Прокопенко с прошлого года стал широко известен в «узких кругах» белорусского Интернета. Причем там его достижения на «Полярной рапсодии» подаются несколько преувеличено: якобы в прошлом году он и главный приз фестиваля взял, и ледовое кафе чуть ли не единолично построил. Но проще понять гордость за земляка авторов этих заявлений, чем отсутствие вэб-сайта Международного фестиваля ледовой скульптуры. На сайте фонда скульпторов «Единение» ему, как и всему ледовому движению на Полярном круге, уделяется, обычно, лишь несколько слов поРаиса Лысенина из племени Снежных королев итогам. Но если организаторы заинтересованы в рекламе и возрастании престижа салехардского международного форума, пора изыскать средства для достойного и развернутого его представительства в сети Интернет, с архивом публикаций на тему, фотогалереей и прочим привлекательным для потенциального туриста содержанием.

    Теперь Роза и Сердце уступили место Вишне и Желудку, замирающему на морозе в предвкушении тортика. А кому покушать – в «Полярис», соседством с которым, видимо и навеяна тема. Ну а красивое театральное название «Гасите свет» может напомнить о 190-летие Лермонтова, которое в Салехарде только что отметили большим организованным библиотеками праздником. Гасите свет, и в темноте звучат слова великого русского поэта: «Людей долго кормили сладостями, от этого у них заболели желудки. Нужны едкие лекарства – горькие истины». (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

    Но герои нашего времени очарованы не горечью истин, а прозрачностью и холодом льда. А жюри окажется впоследствии очарованным идеей пермской композиции и присудит  приз за её оригинальность Марине Еркович и Рустаму рязанский «Сон из детства».Исмагилову. Поэтому лучше сменить лозунг на «Включите свет», тем более, что с этой композиции осмотр ледовой выставки только начинается.

    Немцы в этой «Полярной Рапсодии» не участвуют, но правого крыла её экспозиции явно коснулось крылатое выражение последнего немецкого императора Вильгельма II-го Гогенцоллерна. Он определил 4 достойных женщины занятия: дети, кухня, церковь и наряды (известные как четыре «К»: kinder, kuche, kirche, kleider).  Наряды ледовых дел мастериц – это тема отдельного исследования для модных журналов. По кухне нынче дежурит Марина Еркович из Перми, а в детской хозяйничает Рязань.

    В рязанской детской всё те же игрушки, которые перешли к нам в наследство еще от прабабушек. Правда, медведь в единой России 21-го века – существо более популярное и политически грамотное. На гербе Ямало-Ненецкого округа их, например, целых два! А дюймовочка – верх изящества! Жаль только, дети часто ломают игрушки…

    Но в Салехарде активно проводятся прививки против ледового вандализма: мастер-классы резьбы по льду. Пожалуй, на следующий фестиваль для работы с детьми нужно пригласить Раису Лысенину и Николая Маныкина из Рязани. Дети любят мир в цвете. А они первые продемонстрировали на фестивале использование красителей в приготовлении скульптуры.

    «Погасив свет», попадаем в «Сон из детства». И очнувшись, замечаем: изваяв столь высокохудожественные композиции на тему кухни и детской, женщины скульпторы намекают: подождите, мы вам еще церковь покажем!

    На площадке «Полярной Рапсодии» появилась в этом году еще одна художница и множество прекрасных женских образов во льду. Тенденция, однако. Может, это сбывается до сих пор не расшифрованное пророчество 3-го фестиваля? Тогда салехардцы Канев и Бекшенёв поставили здесь Я-Миню, жену верховного ненецкого бога Нума, лучшую мастерицу на небесах и покровительницу жизни на земле. Её ледовое воплощение год назад вдохновило многих. Сопредседатели оргкомитета А. В. Мажаров и А. М. Спирин предлагали сделать этот образ символом «Полярной рапсодии» и сделать статуэтки Я-Мини для победителей.

    Судя по тому, что на 4-м Международном фестивале ледовой скульптуры актриса в костюме Я-Мини будет приветствовать публику на открытии ледового городка «Полярной Рапсодии», организаторы не отказались от этой мысли. И, возможно на юбилейном фестивале мы увидим статуэтки Я-Мини из металла, кости, хрусталя или хотя бы дерева. Но сначала нужно построить городок-2004.

***

салехардские пилы подошли украинцамС некоторыми из очарованных льдом зодчих мы в прошлом веке рука об руку строили новое общество.  Теперь советская идеология растаяла, как снежная скульптура в лучах весны, но в наследие осталась близость с бывшими братскими республиками, и не только географическая.

    В 2003-м эстонки вырезали заснеженные деревья этой суровой земли, как бы глядя на них из окна вагона, доставившего сюда их репрессированных предков. Эстонская «Северная панорама» встала ширмой между довольными Салехардом современницами и государственными ошибками прошлого.

    А в прошлом у нас была общая со многими этими скульпторами столица. В«Юрий Змееборец» - в Москве бы оценили! украинском «Юрии Змееборце» работы Дмитрия Рябченко и Владимира Мельникова все без труда узнали персонаж, нам более известный под именем Георгия Победоносца. И будь в жюри «Полярной Рапсодии» Глава Москвы, украинская команда оказалась бы на высоте. Но, сделав добротно и быстро то, что они хорошо умеют делать, украинские мастера и сами догадались, что удивить искушенную публику и жюри «Полярной рапсодии» непросто. Скорее здесь их удивили.

    Капитан украинской сборной рассказывал телезрителям в прямом эфире ОГТРК «Ямал-Регион»:

 Латышские кораблестроители- Когда я ехал на Ямал, думал, что попаду в городок нефтяников или буровиков, где только бараки и мерзлота. А здесь современный город, который кто-то из моих коллег назвал «маленькой Финляндией». Больше всего меня поразили заснеженные деревья возле администрации, подсвеченные цветными прожекторами, – это сказка!

    Кстати, команда Украины приехала уже в день открытия «Полярной рапсодии». На жеребьевке 5-й номер вытаскивали без них, да и на площадке фестиваля они обустроились не сразу. Некоторое время отдав поиску инструментов в окрестных магазинах, так как оказались технически не готовы. Не известно, поразил ли их также приятно северный ассортимент и цены. Но скульптура получилась.

    Такие мелочи не останавливают ребят из племени очарованных льдом. На 3-м фестивале его дебютанты, скульпторы Салехарда, потеряли почти 2 конкурсных  дня не на творческие муки, а на поиски нужных инструментов. Но, закалив своё мастерство в борьбе с пилами, ледорубами, ножами и топорами, они показали хороший результат. Так в ледовое наследие фестиваля был добавлен завет: не сдаваться и не отступать, ни под каким предлогом. А в список необходимых для зимы товаров салехардские торговцы теперь добавляют разнообразных пил.

    Можно постараться и поискать такой ракурс, когда Юрий Змееборец будет одолевать зеленого Змия, как бы выползающего из горлышка гигантской латышской бутылки Зигмунда Вилниса и Айнарса Зингникса. Команда №2  сделала простую и одновременно оригинальную композицию. Силуэт парусника вытачивается на внутренних половинках бутылки, которые затем соединяются в «Реликвию капитана».

    Правда, латыши сетовали на то, что лёд не сильно прозрачный, поэтому, мол, содержимое бутылки плохо проявилось. Плюсы в том, что благодаря несложной форме эта работа простоит в целости дольше других. Да и поклонников она найдёт немало. Ведь у нас много как любителей морской и речной романтики, так и поклонников бутылочки с горячительным, согревающей в суровый мороз.

    А если стеклодувы теперь сделают бутылку, внутри которой будет ледяной сосуд с кораблём, то в следующем году можно выпиливать ледовую бутылку, внутри которой изображать стеклянную бутылку, внутри которой находится ледовая бутылка, и т. д. иРеликвия капитана. В бутылке. т. д.   Таким образом, всего за несколько лет фестивальная ледовая бутылка вырастет до таких размеров, что сможет служить маяком для проходящих по Оби кораблей и будет видна с кораблей, штурмующих космическое пространство.

    А может, шагнет вперед ледовое кораблестроение. Ведь уже в наши дни корабельные мотивы популярны в ледяной скульптуре. Они видны и в функциональных городках Салехарда, и на площадке 4-го фестиваля – в композиции салехардской команды, в основании которой ледяная ладья на волнах.

        А вот насчет бутылки в этом году экспертами оказались скульпторы Ирландии. Рассказ о художниках из дальнего зарубежья читайте далее.

 

***

Джерард Клэнси. Вчера ученик, сегодня – мастер.Пресса фестивальной недели наперебой рассказывала о том, как Ирландцы удивились методу полировки льда водкой. «У них сей напиток дорогой, а потому его употребляют только внутрь. Так что эта технология им не по карману», - писали газеты.

    Ирландец Джерард Клэнси знаком Салехарду по прошлому фестивалю. В прошлом он – помощник, а сегодня – уже капитан команды, обучающий Конора Нолана. Творческий рост участников «Рапсодии» - еще одна особенность её наследия.

    Год назад ирландцы порадовали свежим образом мифологического героя своейВ этот раз многие приехали с макетами родины Ку-Хуллина. А на 4-й фестиваль они приехали с макетом. Неизвестно, кто автор рецепта полировки водкой, но макет на прошлом фестивале был только у команды Салехарда. А в 2004-м на площадке «Рапсодии» мы уже имеем мини-выставку макетов. Организаторам пора подумать об открытии музея фестиваля, где будут представлены ледовые городки разных лет. И уже есть предложения заменить макеты моделями из кости и сделать виртуальное отделение подобного музея.

    Своей работой «Симбиоз» ирландцы остались довольны. А зрители улавливают уже некий ирландский ледовый почерк. Это своего рода недосказанность, возникающая благодаря отсутствию  излишней детализации работы и оставляющая простор воображению смотрящего. А также особая сила, энергия и даже, как говорят, сексуальность ирландской скульптуры. Но жюри фестиваля этим не соблазнилось. Ирландцы снова не взяли призового места. Но за упорство получили приз Дома Ремёсел и поехали домой оттачивать и полировать мастерство.

Маэстро Броссард сменил берет на ушанку.Рядом с ними под 6-м номером трудилась французская команда. Экстравагантный берет французского художника запомнился еще по открытию праздника. Но мороз заставил маэстро одеться в ушанку и спецодежду, правда, тоже яркую.

    - Из-за холода мне трудно сделать задуманную скульптуру, но тепло сердец окружающих согревает, - заявил в телеэфире капитан Французской сборной. - Узнав Салехард, я открыл для себя Россию.

    Поначалу Мишель и Антуан Броссард интриговали старожилов фестиваля, что-то пряча под французской скатертью самобранкой. Оказалось, там замерзает то самое зеркало, что было заявлено в названии композиции. Но зеркало треснуло, как в сказке о Снежной королеве. Но, как в сказке, всё кончилось хорошо. К финалу подиум французов выглядел вполне презентабельно и даже авангардно.

    Сборная Франции дополнила наследие ледового фестиваля новой перспективой. Похоже, скоро судьям конкурса придётся серьёзно поработать над критериями оценки композиций. Авторы «Зеркала» обратили внимание зрителей на возможности чистой формы в ледовой скульптуре.

    21-й век. Ноябрь. В российском городе на Полярном круге 22 человека возводят«Зеркало» почти закончено ледовые скульптуры. Среди них финны Эрик Мутел и Сакари Раутио. А 65 лет назад в таком же ноябре началась война между СССР и Финляндией. Не выкинешь мрачных страниц из наследия нашей истории. А сегодня именно на таких международных мероприятиях, как «Полярная рапсодия» пишутся светлые и добрые страницы мировой истории.

    Говорят, финские скульпторы в первый день обмолвились, что они специалисты не по льду, а по дереву. После таких осторожных заявлений как-то не ожидаешь большого открытия от их авторов. Хотя кое-какой опыт у этих ребят был, Сакари рассказывал:

    - В детстве мы строили каждую зиму огромные городки. Правда, не изо льда, а из снега. Это было наше любимое развлечение.

    В зимних забавах у нас с финнами немало общего и не только в них. Так финн Йохан Матис Тури – Президент Всемирного Союза Оленеводов. А Ямал славится самым большим в мире стадом северного домашнего оленя.

 сборная. Немаловажная часть работы – отдых.И еще. 28-29 апреля 2004 г., вскоре после того, как растаяли скульптуры 3-й «Полярной рапсодии» в Салехарде состоялось выездное заседание Президиума Госсовета  РФ по проблемам развития северных территорий. И Президент В. В. Путин поставил российскому северу в пример успешную деятельность телекоммуникационной компании “Nokia”, что в северной Финляндии.

Неудивительно, что здесь смотрели на финскую площадку №9 с большими ожиданиями, предвкушая не менее, чем оленя, опутанного коммуникациями. Однако поразила разве что мистика совпадений.

    В прошлом году на этом самом месте работал немец Манфред Мартин, тоже специалист по дереву. Его бутон смотрелся скромно, как и финская «Капля», и тоже относился к разряду скульптур «гиперреализм» или «жизнь под микроскопом». Туда же относим гигантские бутылки, торты, кукол и тому подобное. Капля, конечно, обращает нас к первоисточнику, - и в том, что лёд есть вода, с финнами неНастоящие капли на листьях появятся у нас нескоро…. поспоришь. Но широкая душа северного зрителя не довольствуется возвеличиванием малого. Ей уже хочется покорения во льду крупных явлений природы и культуры. В прошлом году салехардец Михаил Канев масштабно вводит в свою композицию хребты Полярного Урала. На этом фестиваля эстафету подхватили мастера, строящие ограду площадки – и снежинки уступили место старинным фасадам. Весомое слово в этом направлении попыталась сказать команда Армении. Но о призёрах фестиваля – читайте далее.

 ***

 Акопян и Полукаров под «Северным сиянием».За команду Армении на 4-м Международном фестивале ледовых скульптур «Полярная рапсодия» выступал Николай Полукаров. Он известен тем, что приезжает на каждый ледовый форум на Полярном круге. Иногда как конкурсант, иногда как помощник. На прошлом фестивале он помогал многим, и особенно – дамам из Эстонии. Также был замечен в пристрастии к женскому полу по работе блицтурнира. А где мужчина и женщина, там и дети. Их у Полукарова на мастер-классе 2003-го года занималось очень много.

    В этот раз скульптор полностью сосредоточился на очаровательной Мариам Акопян и их монументальной «дочке» по имени «Северное сияние». Художница из солнечного Еревана проявила завидную морозостойкость и прозорливость:

    - Сейчас у нас в Ереване очень тепло. Но вообще-то у нас холодные зимы бывают. Я себя чувствую здесь, как в Армении, потому что сердца людей здесь очень тёплые. Для меня это совершенно новый край. Я мечтала побывать в Салехарде, чтобы почувствовать самобытность местного народа. И я вижу большое будущее Салехарда.

    Отлично сработала идея Мариам изобразить символ севера через близкие ейВосточные мотивы оценены на севере. - 3 место. восточные мотивы. И уж если женщина Востока достигла такого успеха, то северным мастерицам пора всерьёз задуматься о том, как внести свою лепту в ледовое наследие «Полярной рапсодии». Тем более, что они уже начали осваивать деревянную скульптуру наряду с мастерами-мужчинами. А задачи перед местными художниками администрация города и округа в лице сопредседателей оргкомитета фестиваля А. М. Спирина и А. В. Мажарова ставит вполне конкретные. Это создание собственной школы ледового зодчества и собственной армии ледовых скульпторов.

    А пока порадуемся за нашу гостью из Армении. Правда, её мечта увидеть настоящее северное сияние так и не сбылась, но она за ним еще вернётся. А 3-е место в «Полярной рапсодии» - неплохая компенсация.

    Магия совпадений остается в наследство от фестиваля к фестивалю. Во-первых, номер каждой «Рапсодии» совпадает с годом: 1-й фестиваль – 2001 год и так далее. Это замечательно, как удачный старт и отсчет истории вместе с веком.

 Рашид Сагадеев. А еще говорят, что женщины мужчин «пилят»!Но это не так загадочно, как то, что 2-е место вновь заняла крайняя слева скульптура. В прошлом году чуваш Георгий Пупин свил здесь гнездо для ледяных журавлей стерхов. А теперь здесь воспет даже не человек, а отличающая его от прочей живой природы способность зафиксировать на фото и во льду не только вымирающие виды, но и себя любимого.

    Аборигенам Салехарда экзотикой казался дородный американец Дуглас Кейт Щерински. Но, как выяснилось, он был лишь учеником в интернациональной команде №11.

    - Дома я работал в основном со снегом, - рассказывает Дуглас. – Ледяные скульптуры у нас делают размером с один здешний блок, а тут – из целых 20-ти блоков! У нас на реке Миссисипи есть место, где достают лёд для проведения таких фестивалей. С их участниками я собираюсь поделиться опытом, полученным в Салехарде. Думаю вдохновить американских художников на создание больших скульптур.

    Таким образом, ледовое наследие «Полярной рапсодии» раздвигает границы и распространяется по миру. Дуглас набрался впечатлений и опыта. Потому как учитель ему достался превосходный. Некоторые подходы к ледовой скульптуре известного мастера Рашида Сагадеева, такие, например, как установка блоков под углом к площадке, оценили не только новички.

    Сагадеев рассказал, что эскиз своей композиции «Остановись, мгновение» он«Остановись, мгновенье». – 2 место, приз за телегеничность подготовил в ночь перед началом работы. Что ж, удача и свободная тема улыбнулись мастеру. Но к следующему фестивалю, видимо, придётся готовиться заблаговременно. Организаторы объявили на закрытие, что на юбилейный 5-й фестиваль отбор участников будет проходить по конкурсу. А великолепный фотограф и натурщица остаются как символ еще одной грани ледового наследия. Эти скульптуры – излюбленные декорации для фото и видеосъёмки салехардцев и гостей города. Недаром российско-американская команда кроме 2-го места получила специальный приз за телегеничность.

    Но под прицел профессиональных фотографов, видимо, чаще всего будет попадать скульптура №7, «Пробуждение полярного дня», - 1-е место «Полярной рапсодии».

 Чешский скульптор Балек еще не знает, что он – победитель.Ценителям чешского стекла настала пора узнать и чешский лёд. Не в смысле хоккея, а в смысле скульптуры. Чехи, наслаждаясь, по их мнению, прекрасной организацией фестиваля, углубились в работу. Идея была беспроигрышной. Франтишек Балек сообщил журналистам:

 - Название и тематику работы подсказала давняя дружба с россиянином, живущим в Якутии. Многочисленные рассказы друга послужили материалом для создания эскиза.

 Все-таки без северного колорита тройку лидеров «Полярной рапсодии» не представишь. В этом году её украшают и северное сияние и полярный день. Похоже, северная поэтика в наследии фестиваля на Полярном круге выходит на первый план.

    Капитаны команд за необычное сочетание форм, прекрасную организацию«Пробуждение полярного дня». – 1 место, приз Капитанов. пространства в композиции и изящество исполнения тоже отдали свой Приз Капитанов чехам Франтишеку и Йозефу Балеку. На 3-м фестивале победители – сборная Японии – тоже взяли приз капитанов. Многим запомнилась Японская ледяная красавица. Чехи соединили женское начало скульптуры-победителя 2003 г. с арочным мотивом победителей 2002-го. И получили победу на 2004-м.

    В 2005-м чтобы поразить зрителя и жюри понадобится, скорее всего, нечто, уже не имеющее в основе женского силуэта, ледяного ню и традиционного символа Полярного круга.

***

Ледовая поступь мастераНаша экскурсия по ледовой экспозиции под открытым небом полярной ночи подходит к концу. Путешествуя по этой галерее образов 4-го Международного фестиваля «Полярная Рапсодия», мы говорили о его художественном, культурном, историческом, политическом и прочем наследии. И вот мы видим его ледяное воплощение в скульптуре Салехарда.

    Все скульптуры предыдущих фестивалей имели ещё и своё поэтическое воплощение. Эту прекрасную лепту в наследие «Рапсодии» внёс салехардский поэт Эдуард Косинцев. Но в этом году на закрытии форума традиционного цикла стихов не прозвучало. Не хочется думать, что бессменный ведущий торжественных церемоний фестиваля, выпустивший по осени свой первый и уже полюбившийся многим сборник стихов, на этом успокоился. А пока Э. Косинцев находится в творческом поиске, капитан салехардской команды Михаил Канев, как и в прошлом году, сам написал стихотворение о своей скульптуре:

По волнам времени вперёд

Из глубины веков, как прежде,

Ладья лебедушкой плывет

Под парусом надежды.

 

Культура-мать своей любовью

Землян объединяет всех,

Все распри омыты кровью

И лишь в единстве есть успех.

 

В единстве мы нужны планете,

В единстве радость пополам,

К добру призвав на белом свете,

В наследье птицу дарит нам.

 

В своих ладонях птицу счастья

несет она для каждой нации,

Чтобы творцов пылали страсти,

Чтобы цвести цивилизации!

… и первые шаги подмастерье. Салехардский художник и общественный деятель М. Канев отразил не просто ёмкий образ. Сохранить связь поколений, обогатить культуру этого края новыми прекрасными начинаниями, произведениями искусства и укреплением творческих и дружеских уз с носителями традиций самых разных культур – это задачи недавно открытого в Салехарде, возглавляемого Каневым культурно-досугового центра «Наследие».

    Известный своим вкладом в воспитание подрастающего поколения, Михаил Васильевич каждый день на практике на своём отдельно взятом участке планеты передает наследие прошлого будущим её хозяевам. Так было и 4 фестивальных дня, в которые он преподавал своему племяннику 17-летнему Евгению Каневу уроки постижения прекрасного, школу стойкости ледового скульптора и смекалки северянина, и науку побеждать.

    Символично, не только то, что волею судьбы скульптура «Наследие» встала сегодня на том же месте, где год назад с помощью салехардского художника воплотилась богиня Я-Миня. Есть еще совпадение, ставшее традицией фестиваля. Второй год свой день рождения Канев отмечает ударной работой на ледовой площадке фестиваля. В это раз его чествовали вместе с еще одной именинницей – Раисой Лысениной из Рязани. Она – член Союза Художников России. И уже веснойСкульптура закончена. Что впереди? 2005-го мы сможем сказать то же самое о нашем земляке М. Каневе. Но повод для поздравлений есть уже сегодня.

    Команда Салехарда вновь взяла приз Главы Салехарда, который в прошлом году хоть и назывался по другому - «приз мэра» - но вручался тем же Александром Спириным и  тоже нашей команде. Стабильность, которая сегодня официально называется одним из главных достоинств фестивального наследия, стала  почерком  команды-хозяев ледового турнира. Подводя итоги ледового форума, Поздравления Главы города.Глава города попросил организаторов изучить предложения по поводу проведения пятого фестиваля и уже сейчас начать подготовку к следующей «Полярной рапсодии».

   Таких предложений прозвучало уже немало. Но закончить хочется самым главным, которое не должно растаять пока растут наши дети – будущие участники и зрители «Полярной рапсодии». Его автор – М. Канев.

 - Хорошо, что сейчас заговорили о  том, что нужно больше наших, ямальских и салехардских художников привлекать к ледовой скульптуре. И второе: «Рапсодия» должна быть не просто красивой, но еще и духовной. Я думаю, что к этому надо стремиться вообще во всем. Это и будет наше настоящее, а не фальшивое наследие.

    Думается, на следующем фестивале, подготовка к которому, по словам Главы21 ноября. Наследие «Полярной рапсодии»-2004 открыто городу и миру! города, уже началась, мы увидим больше местных команд. Потому что год этот будет юбилейным и для ЯНАО и для его столицы, Салехарда. И город на Полярном круге имеет все основания стать не просто ледовой Меккой для иностранных скульпторов и туристов-поклонников ледового зодчества. Он может быть родиной, вдохновляющей на зимнее творчество, целые поколения и династии северных художников. Им в наследие от «Полярной рапсодии»-2004 и одного из её победителей М. В. Канева эти строки:

Снова вьюжит пурга, снова ранний закат

В заполярном сиянии неба

Вновь выводит на площадь шальной азарт

Тех, кто был уже, и кто еще не был.

 

Мороз трескучий – не беда

За каждым номером – страна

И ветер северный поет струной,

А кто боец – тот и творец

И каждый мастер молодец

Не обойдет его удача стороной

 

Завизжала пила, и врезается в лёд

И холодный хрусталь сдается

Словно сказочно-призрачный город встает

Звездный свет на него прольется!

 

И частицу души, прикоснувшись ко льду,

Оставляя, кристалл разбудят

Эти встречи как сон, как мгновенья уйдут,

Дней счастливых никто не забудет.

Екатерина Степонайтис

Фото автора

 

на главную


 design by ILEBTS STUDIO (c) 2003-2004  Рейтинг@Mail.ru Рейтинг ресурсов "УралWeb" mailto: ilebts@narod.ru


Уральский Баннерный Центр



Hosted by uCoz