Интервью с художественным руководителем Резвиной Ириной Валериевной и участниками детского ансамбля

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЁЗДОЧКА”

средней школы-интерната посёлка Сё-Яха

(Ямальский район ЯНАО)

27 ноября 2002 г.

 

Коробов: …Интернет-ресурса. Ну то есть вот как бы обо всем Ямало-Ненецком округе. О музыке, о музыкальных коллективах, исполнителях и так далее – вот, нас это интересует. Ну вот поскольку мы вот здесь оказались волею случая, хотели узнать, есть ли тут песни о данной местности, о Се-Яхе.

Степонайтис: Ну, и вообще, как музыкальная жизнь в поселке?

Коробов: Да, как музыкальная жизнь в поселке, да.

Резвина: Песни про Се-Яху нету.

Степонайтис: Нет?!

Резвина: Нет. У нас, когда было открытие школы, есть такая песня, наверное, вы знаете. Вот книжечку нам подарила девочка из Салехарда, тут есть песни местных, видимо, салехардских композиторов, вот тут Цупиков. И вот такая песня есть “Добрый вечер, Салехард”. Тоже музыка Цупикова и его слова. И мы взяли на себя такую смелость: вместо “Салехард” мы поставили “Се-Яха” - немножечко изменили. Потому что музыка очень замечательная, и она мне так понравилась. И вот мы на открытие школы несколько лет назад пели вот эту песню. “Добрый вечер, Се-Яха” у нас получилось. Вот так выходим из положения. Пели мы “Полярная звезда” - тут тоже и про Салехард и, можно сказать, что и про Се-Яху тоже есть слова.

Степонайтис: Это музыка Цупикова?

Резвина: Музыка Цупикова, слова Лапцуя. Замечательные мелодии. Также мы поем песню, все из этой же книги, например, “Полярная песенка” - музыка Калиничева, слова Тарасовой. – Просто под нас:

“Под белой малицею лес,

В ягушке спит река.

В песцовых шапках средь небес

Гуляют облака.

Проходит здесь Полярный круг,

И вечна мерзлота.

Но путь укажет нам всегда

Полярная звезда”.

И наша группа, кстати, называется “Полярная звездочка”. Поэтому эта песня вот как раз наша.

Степонайтис: Это школьная группа, да?

Резвина: Да, школьная группа “Полярная звездочка”. Она существует уже несколько лет. Мы принимали участие в заочном конкурсе тоже в Салехарде. Но, к сожалению, места мы не заняли призового, но благодарность нам прислали.

Степонайтис: Это в “Полярной звезде”, да?

Резвина: Также сейчас мы поем, и у нас выпустится клип “Обь – река сибирская”, музыка Калиничева, стихи Тарасовой. В данном случае у нас сейчас идет работа по вот этой песне. А так в основном мы поем песни наших советских композиторов. Детские замечательные песни. Взрослых стараемся не касаться песен, я считаю, что нам рано. Такие песни замечательные поем.

Степонайтис: А из местных у вас вот единственный сборник, да?

Резвина: Да, к сожалению единственный – “Северный калейдоскоп”. Я сейчас еду в командировку в Салехард, обязательно зайду в книжный, если мне что-то повстречается подобное, я обязательно приобрету. Но пока пользуемся только этой.

Коробов: В ОЦНК зайдите к Дворцовой.

Резвина: Обязательно, потому что нам не хватает.

Коробов: Ну там ненецкие, конечно, в основном.

Резвина: Конечно, у нас такая мечта: мы бы с удовольствием познакомились бы с авторами этих песен. Но я думаю, это невозможно, потому что к нам они не приедут, а мы туда не поедем.

Коробов: Ну почему?

Степонайтис: Вы если поедете, вы познакомиться сможете легко – мы их знаем всех.

Резвина: Да? Я бы, например, с удовольствием с ними поговорила бы. Возможно, у них есть новые какие-то песни, именно про Се-Яху такой им сделать заказ. Я думаю, они бы не отказались.

Степонайтис: А здесь некому написать?

Резвина: Нет, здесь нет.

Степонайтис: Никто творчеством не занимается музыкальным?

Резвина: Нет, нет. Ну я не слышала, чтоб такого вот: ярко именно было, чтоб вот так вот можно было взять и спеть. Есть талантливые люди, которые могли бы, скажем, музыку сочинить. А слов-то таких вот, удачных, я не встречала. Вот у нас есть в школе даже гимн, слова гимна. Но опять же он так, без музыки. Он лежит мертвым грузом. А так, если бы была музыка да слова хорошие, у нас бы и гимн был в школе, и про Се-Яху касалось бы. Но нету. Видимо, нет такого человека.

Степонайтис: А в “Полярной звездочке” вашей сколько человек?

Резвина: Каждый год немножечко меняется состав, потому что у нас уходят старшеклассники. Вот в данном случае у нас 5 человек. Детки разновозрастные, первого класса…

Коробов: Ну хотя бы вот на данный момент, кто, хотя бы вот, ребята пусть представятся, какие у них впечатления от участии в ансамбле?

Резвина: Один мальчик – Миша. Он в прошлом году в Салехарде жил, в этом году – у нас.

 

Миша Третьяков, 1-й класс

Степонайтис: Пришел в школу и пошел в “Полярную звездочку”, да?

Третьяков: Да.

Степонайтис: Петь любишь?

Третьяков: Да.

Степонайтис: Раньше любил или здесь только полюбил?

Третьяков: Раньше. Я и в Салехарде пел. В ОЦНК.

Степонайтис: Да?! Выступал там на конкурсе на каком-то?

Третьяков: Да, на конкурсе “Золотой ключик”.

Степонайтис: А какие песни поешь?

Третьяков: Ну “Мамонтенок”.

Степонайтис: Отличная песня, я ее так люблю.

Третьяков: “Золотая свадьба” пел с девочкой, вот. Ну много вообще.

Степонайтис: А что бы хотел спеть?

Третьяков: Не знаю, - что дадут, то и спою.

Степонайтис: Ха-ха-ха, молодец какой. А хотел бы чтобы песня была про Се-Яху?

Третьяков: Да.

Степонайтис: Спел бы ее?

Третьяков: Да.

Коробов: А стихи пишешь?

Третьяков: Нет.

Коробов: А музыку сочиняешь?

Третьяков: Нет.

Степонайтис: Играешь на чем-нибудь?

Третьяков: Играю на баяне.

Степонайтис: Нравится?

Третьяков: Да.

Степонайтис: А у тебя в семье кто-нибудь поет – мама, папа, бабушка, дедушка – песни?

Третьяков: Никто.

Резвина: Миша не знает. У него папа тоже учился в этой школе, и я наслышана, что он участвовал во всех мероприятиях и тоже очень талантливо пел. Но, видимо, Миша об этом пока не знает.

Коробов: Здесь, в Се-Яхе?

Резвина: Да, он здесь учился. И мне говорили, что тоже участвовал везде, и тоже прекрасный голос.

Степонайтис: Так что расспроси папу: папа, ты как там в школе пел-то?

Третьяков: Павлик еще поет, мой дядя, на гитаре играет. Песню про Се-Яху сочинил.

Степонайтис: Да?!

Резвина: Ну вот.

Коробов: Слова знаешь?

Третьяков: Нет.

Степонайтис: Он здесь живет?

Третьяков: Он уехал в Омск.

Степонайтис: И там песню поёт про Се-Яху?

Третьяков: Ну да, он еще в институте учится.

Степонайтис: В Омске, да? Смотри, как приедет, так ты запиши слова, музыку, вообще на магнитофон его запиши.

 

Настя Богданова

Степонайтис: Давно ходишь в “Полярную звездочку”?

Богданова: Нет. 1-й год вот сейчас.

Степонайтис: Нравится?

Богданова: Да.

Степонайтис: Преподаватель нравится?

Богданова: Очень.

Степонайтис: Почему?

Богданова: Потому что она добрая, ласковая, веселая.

Степонайтис: Поётся хорошо с ней?

Богданова: Да.

Степонайтис: А что петь любишь?

Богданова: Все. Все песни хорошие.

Степонайтис: А ты играешь на чем-нибудь, на музыкальном инструменте?

Богданова: Играла на фортепиано.

Степонайтис: А сейчас нет? Что – передумала?

Богданова: Передумала.

Степонайтис: Лучше петь, да?

Богданова: Да.

Степонайтис: Хочешь певицей стать?

Богданова: Не знаю.

Степонайтис: Просто поёшь, да?

Богданова: Да.

Степонайтис: Ну какие тебе нравятся песни вот из этого сборника, который Ирина Валериевна показывала?

Богданова: “Обь – река”. Из другого мне еще сборника нравится “Брадобрей”, “Облака”, ну там еще есть, я уже забыла.

Степонайтис: А хотела бы познакомиться с какими-нибудь композиторами, поэтами, которые представлены в этих сборниках, которые песни пишут?

Богданова: Да.

Степонайтис: Никогда их не видела, по телевизору не показывали здесь?

Богданова: Не видела.

Степонайтис: А куда-нибудь на конкурс бы хотела поехать вместе с “Полярной звездочкой”, в Салехард, например?

Богданова: Да.

Степонайтис: Собираешься попасть туда на конкурс.

Богданова: Хотелось бы. Но думаю, не получиться.

Степонайтис: Почему?

Богданова: Не знаю. Может и получиться.

Степонайтис: Может, и получится, раз вы так петь любите. Что бы спели там?

Богданова: Мы бы спели “Обь – река” и “Облака”, и “Брадобрей”.

Степонайтис: Эти у вас лучше всего песни получаются?

Богданова: Ну, когда как. Бывает и “Песенка Деда Мороза” и “Снежинка”. Когда охота петь, то у нас все получается. А когда нет настроения – то не так уж.

Степонайтис: А как чаще бывает: что охота, или что нет настроения?

Богданова: Охота.

Степонайтис: А сколько вы занимаетесь раз в неделю?

Богданова: Мы в неделю? Ну почти все дни подряд, кроме воскресения.

Степонайтис: А не приходит тут вас никто слушать, публика не подтягивается?

Богданова: Ну иногда учителя заходят. И слушают.

Степонайтис: А ребята, девчонки?

Богданова: Ну некоторые заходят.

Степонайтис: Присоединиться к вам не хотят?

Богданова: Не знаю.

Степонайтис: У вас вообще отбор-то строгий сюда в “Полярную звездочку”, не всех, наверное, берут?

Богданова: Ну, у кого голоса нет…

Степонайтис: Такие есть? Ха-ха-ха!

Богданова: Нет, ну, кто хорошо поет, того и берут. А кто плохо поет, того не берут. У кого получается высоко – там бывают же высокие слова, звуки – вот тех берут, у кого получается.

Степонайтис: Ну вам, наверное потом на уроке пения легче заниматься?

Богданова: Да.

 

Резвина: У нас каждый год выходит какой-нибудь клип. Вот недавно у нас вышел клип на песню Крылатова “Колокола”. Ну или иначе она в этом сборнике называется “Бьют часы на старой башне”. Отбор уже прошел, у нас сформировалась группа. Вот буквально в воскресенье по школьному телевидению прошел фильм – на следующий день я захожу сюда, тут толпы стоят. “Мы хотим записаться”. Ну конечно, мы прослушиваем всех, и не получается всех взять. Ну хотя бы какой-то мало-мальски есть талант, чтобы ребенок не чувствовал себя, что он не может ничего сделать – конечно мы берем. Не на все выступления они попадают, эти детки. Потому что нас часто приглашают выступать, на мероприятия дают заказы.

Степонайтис: Какие, например?

Резвина: Школьные мероприятия у нас каждую субботу: то КВН какой-нибудь, то литературное какое-нибудь мероприятие. Вобщем, разные. Вот в эту субботу у нас будет математический КВН. Нас всегда приглашают заполнить минутки отдыха, заказывают 2-3 песни. У нас всегда есть в репертуаре такие песни, незнакомые никому, чтобы мы могли прийти на это мероприятие. Плюс у нас есть отдельные концерты, будут отдельные концерты. И мы выступаем такой сложившейся группой 5-6 человек – это те детки, которые, я знаю, что смогут вытянуть песню. Есть которые просто ходят: очень слабый голосок, чувство ритма не очень развито, но они тоже посещают, мы немножечко тоже их развиваем, он тоже становятся проще. Так что мы как клипы пускаем, у нас тут толпы, действительно, ходят, хотят записаться. А клипы мы, к сожалению, редко записываем, но записываем. Сейчас у нас вот выйдет клип на песню “Обь – река сибирская”. А тот кли про колокола, если бы видели, просто замечательный! У нас такой оператор, Игорь Александрович Брусянин, такой талантливый. Аппаратура у нас не очень новая в школе, но он так делает, что просто замечательно!

Степонайтис: Ну, это у нас будет возможность посмотреть. А вы знаете какие-нибудь клипы на местную тоже музыку? Другие я имею ввиду.

Резвина: Нет.

Степонайтис: Не видели никогда?

Резвина: Нет, не видела. Ну вот с удовольствием.

Степонайтис: Того же Цупикова, например. Нет, очень бы хотела, но не видела.

Степонайтис: И дисков не видели?

Резвина: Нет.

Степонайтис: А хотелось бы познакомиться с местной музыкой, с продуктами местной музыки? С дисками?

Резвина: Очень, очень бы хотелось. И представить своему кружку, познакомить их, очень бы хотелось. И конечно, лично. Личная беседа, я думаю, дала бы многое. Мне, например, дала бы очень многое. Потому что мы все равно используем, каждый год мы используем песни, наши песни, про наш край. Про нашу Се-Яху хотелось бы. И – не из чего взять.

Коробов: Ну может быть, конкурс стихов о Се-Яхе организовать?

Резвина: Да вот что-то не думали об этом, но надо что-то делать, потому что не хватает нам этого.

Степонайтис: Потому что все равно, наверное, на самом деле, про это место лучше всего человек напишет отсюда, что касается слов, во всяком случае. Ну а музыку – вот гитаристы же какие-то там пишут.

Коробов: Втихаря. Сейчас вот недавно был выпущен двойной компакт-диск, “Музыка Ямала”, по-моему, он называется. Вот, он существует, к 70-летию округа. Там песни…

Резвина: Там, где Юлиан поет?

Коробов: Ну в том числе.

Богданова: А, ну вот это-то я слышала.

Коробов: Ну там как бы из московских Юлиан, Корнилов еще, а остальные все местные: из Салехарда и других городов и поселков Ямало-Ненецкого автономного округа. И параллельно сборник видеоклипов. Отдельно про Салехард еще есть. То есть, что-то доходит до вас. Тут, конечно, проблема – радио Ямала не вещает, окружное телевидение не вещает. Понятно.

Степонайтис: То есть, конечно, ощущается нехватка местной информации, музыкальной особенно?

Резвина: Да, конечно.

Коробов: Как в виде фонограмм, так и в виде сборников, нотных там, да?

Степонайтис: Ну и в виде общения с живыми, так сказать, композиторами и исполнителями.

Коробов: А вот что, допустим, нужно сделать для того, чтобы сюда кого-нибудь пригласить с концертом? Солиста какого-нибудь из Салехарда?

Степонайтис: Из Салехарда, там, в принципе, достаточно – Салехард, Лабытнанги. Есть люди.

Коробов: Да, есть ли вот кроме этого зала еще где выступить? Или это вот как очаг культуры сейчас такой?

Резвина: У нас есть Дом Культуры. Ну вот я там была, это моё мнение, я, может быть, конечно ошибаюсь – мне не понравилось. И мне кажется, там намного хуже, чем у нас. Во-первых, меньше зал.

Коробов: А здесь сколько мест, примерно?

Резвина: Я, честно говоря, не знаю, но вот у нас вся школа-то не помещается, конечно. Без начальной школы мы все помещаемся, если сидеть.

Степонайтис: Ну сколько? 200 мест?

Резвина: И это по-моему, единственное место.

Коробов: Если так сесть…

Степонайтис: Плотненько, еще стульчики подставить.

Коробов: А в Доме Культуры?

Резвина: Ну вот там музыкальная школа – они свои проводят конкурсы, концерты. И, видимо, нравится. Но там намного меньше, большая будет скученность народа. Даже не знаю. Да и сам такой вид, не очень товарный. У нас как-то все равно посолидней. Просто, что новое здание, в таком исполнении капитальном – посимпатичней. Конечно, я думаю, каждый бы из нас с удовольствием послушал, просто с удовольствием.

Коробов: Ну от кого это может зависеть – от администрации поселка?

Резвина: Да, я думаю, от администрации посёлка.

Коробов: Тут есть отдел культуры при администрации?

Резвина: Я даже не слышала. Наверное, нет. Вот есть заведующий Домом Культуры, музыкальная школа. Нет, наверное, нет. По крайней мере, их работа не видна, поэтому даже не знаешь толком.

 

Соболева Аня

Степонайтис: Давно ходишь в “Полярную звездочку”?

Соболева: Нет, вот недавно, год.

Степонайтис: А почему захотела сюда пойти?

Соболева: Ну, я очень петь люблю. Мама говорит, у меня голос хороший.

Степонайтис: Выступать любишь?

Соболева: Да, только немножко странно как-то. Мы когда первый раз выступали, то было непривычно так как-то.

Степонайтис: Ну вы группой поете, все вместе?

Соболева: Да, мы поём.

Степонайтис: А одна бы смогла спеть.

Соболева: Не знаю, ну, если попросили, наверное бы спела. Но я бы очень боялась.

Степонайтис: А что бы хотела спеть?

Соболева: Ну, не знаю, какую-нибудь бы песню.

Степонайтис: Какие вообще нравятся песни тебе?

Соболева: Ну вот, то что мы, здесь которые поем, и такие современные, которые сейчас поют.

Степонайтис: Сама не придумываешь песни?

Соболева: Да так, иногда бывает, что-нибудь придёт в голову.

Степонайтис: Не хотела бы, чтобы когда-нибудь твой собственный диск вышел, или клип твой? Или вашего ансамбля?

Соболева: Да, чтоб нашего ансамбля вышел – или диск, или кассета.

Степонайтис: Как ты думаешь, это понравилось бы слушателям?

Соболева: Наверное, да, потому что в первый раз такое выходит. Тем более отсюда.

Степонайтис: А у кого ты петь вообще учишься, на кого смотришь, кого слушаешь?

Соболева: Ну иногда маму слушаю.

Степонайтис: Мама поёт.

Соболева: Мама – нет. Она мне как-то говорила: брат раньше пел. А так, Ирину Валериевну слушаю. Она – наш руководитель, кружка вот этого вот. Она как-то больше знает.

Степонайтис: А вообще, какая музыка нравится, если не та, которую вы поете, а может быть другую любишь слушать еще.

Соболева: Современная такая, ритмичная. Мне нравится группа “Вирус”, потом исполнитель английская Бритни Спирс.

Настя Богданова

Мне – “Вирус”, “Руки вверх”, Эминем и “Горрилаз”.

Степонайтис: Здорово.

Соболева: Мне нравится еще “Авария” и Газманов.

Степонайтис: Хотела бы в Салехард на конкурс съездить?

Соболева: С удовольствием. Хотела бы очень.

Степонайтис: А чтобы сюда кто-нибудь приезжал из окружных исполнителей, композиторов, певцов?

Соболева: Да.

Степонайтис: А узнать бы что-нибудь о них хотела? Потому что в Салехарде есть и группы, и композиторы, и исполнители. Не только в Салехарде, и в Лабытнанги, и в Надыме, и в других городах. Хотелось бы поближе познакомиться.

Соболева: Да, хотелось бы. Потому что я как-то помню, по телевизору показывали одну группу тоже вот, она как-то называлась, в Каменном. Подружка моей мамы руководит танцевальным кружком, и вот они ездили даже в Салехард, в Надым. Показывали вот их группу, когда они выступали. Мне очень понравилось, как они выступали. У нас тут тоже есть кружок танцевальный.

Степонайтис: А зачем ты думаешь надо знакомиться, узнавать? Может просто сидеть тут в Се-Яхе и не знать, не слушать, кто есть рядом в округе.

Соболева: Ну просто, если не знать никого – это скучно. И как бы надо побольше узнавать, чтобы придумывать новые песни, как-то больше о музыке узнавать вот этой вот.

Степонайтис: Как ты думаешь, долго будешь в группе заниматься и вообще – петь долго собираешься?

Соболева: Наверное, долго.

Степонайтис: Всю жизнь?

Соболева: Ну, не знаю.

Степонайтис: Сколько получится, да?

Соболева: Да.

 

Яптик Настя

Степонайтис: Давно ходишь в “Полярную звездочку”?

Яптик: 2 года.

Степонайтис: Уже 2 года? Ты – старожил. Дольше всех, наверное?

Яптик: Да.

Степонайтис: Нравится тебе?

Яптик: Да, очень.

Степонайтис: А чем нравится?

Яптик: Здесь хорошие песни поют, ну и вообще нравится ходить. Петь очень люблю. И хороший учитель по музыке. Ирина Валериевна хорошая.

Степонайтис: Какие песни нравятся тебе?

Яптик: “Обь – река сибирская”, “Облака” “Брадобрей”, “3 коня”, “Песенка о снежинке”, “Песенка Деда Мороза”, - все нравятся.

Степонайтис: А какие-нибудь национальные ты знаешь песни, например, “Суляко” есть песня ненецкая?

Яптик: Нет.

Степонайтис: Такие не разучиваете? А хотелось бы?

Яптик: Так-то хотелось бы.

Степонайтис: Потому что есть тоже сборники, там и национальные есть тоже песни, и обработки всякие разные. Хотелось бы услышать?

Яптик: Да, сама бы пела такие.

Степонайтис: А выступить бы где хотелось вместе с группой или самой?

Яптик: В городе Салехарде, Надыме, в разных городах.

Степонайтис: Как ты думаешь, хорошо бы принимали вас?

Яптик: Наверное, да.

Степонайтис: Думаешь, хорошо поете?

Яптик: Да.

Степонайтис: Ну, отлично!

 

Вануйто Таня

Степонайтис: Давно ходишь в ансамбль?

Вануйто: 1 год.

Степонайтис: Какие песни нравятся?

Вануйто: “Обь – река сибирская”, “Облака”, “Брадобрей”.

Степонайтис: Выступать любишь?

Вануйто: Не так уж.

Степонайтис: Больше любишь на занятия ходить?

Вануйто: Да.

 

Резвина: Мы начинали когда несколько лет назад, начинали с того, что инструмента в школе нет. Появилась необходимость проведения Новогоднего праздника. И там должны были мой класс, у меня сейчас 10-й класс, они тогда были, наверное, 6-й или 7-й.

Степонайтис: Это классный руководитель Вы?

Резвина: Да, классный руководитель я этого класса. И вот их завуч тогдашний пригласила участвовать в проведении Новогоднего празднества, и там они должны были петь на английском языке песни. Инструмента нет, как быть? Мы тогда брали инструмент, такой инструмент очень старенький был “Кассио”. Ну порядочно еще играл. И мы вот брали, разучивали песни. Новый Год прошел очень хорошо. Ребята действительно пели, у нас ноты были, все было так здорово.

И я думаю, что вот именно в тот момент администрация школы подумала о том, что школе нужен инструмент. Я думаю, вот тогда у них мысль зародилась, появилась такая необходимость. И когда уезжал наш главный врач, Бутов, он продавал свой инструмент вот этот вот. Мы пришли с директором Михаилом Михайловичем, и этот инструмент посмотрели, и он для школы его приобрел. Инструмент, конечно, не новый.

Степонайтис: А он музицировал что ли сам?

Резвина: У него дети в музыкальной школе учились. У нас рекомендуют, так как фортепиано сюда привезти – ха-ха-ха! – нет возможности, привозят вот такие вот музыкальные органы. И мы купили этот инструмент. Он, конечно, не новый. И мы сейчас с Игорем Александровичем говорим, что нам сейчас не хватает аккомпанемента уже. Этот аккомпанемент надоел уже за эти годы. А оказывается, возможно через компьютер, через программу ввести новые аккомпанементы, но пока у нас нет такой возможности. Поэтому, если школа не сможет приобрести новый инструмент, более современный, значит будем думать с нашим оператором.

(конец плёнки)

Copyright © 2002 TUZRIC Inc. All rights reserved.

специально для “Музыкального Салехарда” на www.obdorsk.ru./music

 


 в раздел "культура"


design by ILEBTS STUDIO (c) 2003                                               mailto: ilebts@narod.ru



Hosted by uCoz