Община "ИЛЕБЦ":НОВОСТИ


Сергей Волков беседует с Александром Еваем.15.10.2003 \ ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЯНАО, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ДУМЫ ЯНАО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ АЛЕКСАНДР ЕВАЙ ДАЛ ПОДРОБНОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ НОВОГО ЦИКЛОВОГО ТЕЛЕПРОЕКТА ИЗВЕСТНОГО ЯМАЛЬСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕДУЩЕГО СЕРГЕЯ ВОЛКОВА.  Проект под названием "Незабываемые встречи" готовится по заказу ГТРК "Ямал"(г.Салехард). В качестве музыкального оформления проекта использована песня "Незабываемые Встречи" в исполнении группы "Душа" из города Лабытнанги. Отснят рабочий материал двух пилотных программ проекта: интервью с Михаилом Окотэтто, а также интервью с Александром Еваем - Депутатом Государственной Думы ЯНАО, Председателем комитета по делам национальностей.

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ЕВАЕМ.

С. В.: - Здравствуйте, в эфире авторская программа Сергея Волкова «Встречи». И сегодня у нас необыкновенная встреча – с Александром Еваем. А работает он в Думе, в Государственной Думе Ямало-Ненецкого округа, и должность у него – председатель комитета по делам национальностей. Вот такой титул. Итак, знакомьтесь – Александр Евай.

    Александр Вадетович, итак, вот у меня такой вопрос будет к Вам, чтобы Вы рассказали о ненцах, о наших коренных народах. Вот коренные народы у нас, значит, прожили 300 лет под сенью дома Романовых, ну и 70 лет под сенью коммунистов. Вот что-нибудь из рассказов стариков помните – как жилось под сенью дома Романовых?

 

Александр ЕвайА. Е.: - К сожалению, так мне не пришлось услышать в живую, как говорится, воспоминания те. Но судя по тем книгам, по тем документам историческим, должен сказать, что вот эти вот, ну, будем говорить, и 300 лет, и 70 лет – они неоднозначно воспринимаются как среди ненцев, так и среди, наверное, народов Севера. Ну, будем говорить так, что каждому времени соответствует свое видение, свои проблемы, свои пути решения видятся.

 

С. В.: - Ну вот род Еваев, откуда он пошел? Пошёл же оттуда, 300 лет…

А. Е.: - Ну, для начала скажу, что есть на карте округа полуостров Евай, который находится рядом с Гыданским полуостровом. И это были, судя по всему, родовые земли рода Еваев – откуда они произошли. В своё время отец мой – перед войной или во время войны – выехал оттуда, с Гыданской тундры, Евай-салинской, и перебрался через Губу и через Новый Порт, Се-Яху, прибыл в посёлок Сюнай-Сале. Там еще раз женился, второй раз. Кстати, мать моя из Ныдинской тундры. И всю жизнь прожил, уже остаток жизни своей прожил в посёлке Сюнай-Сале, где, оттуда я и родился в 55-м году.

 

С. В.: - В чуме жили?

А. Е.: - Значит, до, будем говорить, до школы – это стабильно, жил. Но у нас были такие, это самое, что, значит, зимой кочевали, а летом оставались в посёлке, в Сюнай-Сале.

 

С. В.: - Итак, у вас был свой полуостров, наверное, свое стадо оленей у отца? Он этим дорожил, рассказывал?

А. Е.: - Да, так я там сам участвовал в этом деле, до 8-го класса, пока он не умер. И сейчас у матери ещё до сих пор олени есть, они у старшей сестры. Но, к сожалению, у меня оленей, конечно, нет.

 

С. В.: - А как складывалась Ваша жизнь после школы? Как Вы стали, можно назвать, политическим деятелем? Ваш путь проследите: где учились?

А. Е.: - Ну как раньше? – школа. Закончил в Яр-Сале школу-интернат. Потом Тюменский Инженерно-строительный институт. Потом по направлению приехал сюда в Салехард, работа в СМУ Треста «Ямалгражданстрой». Ну, а оттуда уже выдернули и, как говорится, на комсомольскую работу отправили. Работал здесь, в окружкоме комсомола, потом 1-м секретарём Приуральского райкома комсомола, и оттуда уже был направлен в Свердловскую высшую партийную школу. Год там отучился, второй год – уже заочно, можно сказать, закончил. В окружкоме партии работал как раз вот в годы перестройки зав сектором межнациональных отношений. И оттуда направили, ну, избрали, секретарём Тазовского райкома партии. Потом уже перешел на работу помощником народного депутата России Яра Сергея Пияковича. Потом был назначен начальником регионального отдела Госкомсевера России. Он преобразовывался несколько раз: то был Миннац, то был Госкомсевер, то Роскомсевер, то обратно Миннац, и, в конце-концов, его вообще ликвидировали. После этого проработал немного на освобожденной работе Президентом Ассоциации «Ямал - потомкам!». И вот буквально в 2000-м году избран депутатом по одномандатному избирательному округу.

 

С. В.: - Значит, как живут коренные народы, Вы знаете. Особенно на Ямале – везде побывали?

А. Е.: - Ну да, практически везде. И как правило, в каждом районе, городе всегда находятся родственники. Но я должен сказать, что прошли кардинальные изменения. Вот если раньше, допустим, коренное население было уверено в завтрашнем дне: что оно всегда получит образование, получит работу, будет работать и  получать достойную зарплату. К сожалению, сегодня этого, конечно, нет. Но, с другой стороны, вот в связи с тем, что такие экономические трудности наступили особенно в тундре, вот сейчас жизнь заставляет уже самих оленеводов думать, чем заняться, какое образование получить. Уже думают о детях, думают о завтрашнем дне. Жизнь, конечно, тяжелая. Должен сказать, что когда вот совхозы и рыбозаводы оказались вообще, как говорится, неплатежеспособными, когда оказались не в состоянии платить зарплату, и дикая инфляция была – вот там, конечно, было очень тяжело. И…, да и сейчас, наверное, не лучше. Хотя, конечно, жизнь улучшается уже потихонечку. Но вот должен сказать, что благодаря им самим – тундровикам, в первую очередь: и рыбакам, и оленеводам, и охотникам – и муниципальных образований, и органов государственной власти – вот нам удалось смягчить вот эти все тяжкие последствия вот этих необдуманных экономических реформ. И вот здесь, если сравнивать с другими регионами, то мы, конечно, выглядим, худо-бедно, как говорится, на приличном уровне. Но это не в коей мере не говорит, что у нас там все нормально, всё хорошо. Сейчас у нас те же проблемы остаются: что низкий уровень зарплаты работников агропромышленного комплекса и работников совхозов бывших и рыбозаводов. Низкие закупочные цены, проблемы с материальным обеспечением конечно. Ну, не от хорошей жизни органы государственной власти придумывают различные компенсации, дополнительные выплаты и так далее. На мой взгляд, для того, чтобы повысить жизненный уровень наших сельских жителей, в первую очередь, просто надо людям платить достойную зарплату. А вот тут начинаются проблемы: как её платить, откуда её взять и кто это дело должен оплачивать. Потому что при нынешней рыночной экономике ничего бесплатного, как правило, не бывает.

 

С. В.: - Александр Вадетович, вот уже 3 года живём в 21-м веке. Сегодня насущные дела в Думе по делам национальностей, над чем вот работает Дума?

А. Е.: - Ну, во первых, я должен сказать, когда уже пришёл депутатом, в том числе и с помощью Ассоциации, уже была создана солидная правовая база. Были приняты базовые законы, в том числе устав Автономного округа, где прописаны права и интересы коренных народов севера. Приняты были законы о рыболовстве, об оленеводстве, о рыбном хозяйстве. Приняты постановления губернатора о компенсационных выплатах для кочующего населения. Были приняты окружные программы поддержки традиционных отраслей, поддержки культуры искусства, языка. Вообщем, задел был хороший. Сейчас наша задача – привести его, в первую очередь, с федеральным законодательством. И потом принять некоторые законы, которые бы уже, чисто специфические, допустим, об общинах. Сейчас, в частности, как говорится, в портфеле у Госдумы лежит Закон о правовом статусе коренных малочисленных народов севера и этнических общностях в Ямало-Ненецком Автономном округе. Он прошел уже первое чтение. Я думаю, где-то до конца года, наверное, если не будет никаких, так сказать, перетрубаций, то мы его до конца года, наверное, примем.

 

С. В.: - Ну эти законы работают: вот об оленеводстве? Коренное население может охотиться, рыбу ловить и есть её? Как с оленями там – не забирают ли их?

А. Е.: - Нет, ну сейчас уже речи нет о том, чтобы забирать оленей.  Оленеводы готовы сегодня, как говорится, оленей продать. Но мало желающих купить его по нормальной цене. 10-15 рублей за килограмм – это действительно не очень сильно прельщает кого-то. Но поймите, что округ тоже не всесилен, в части, особенно, принятия законов. Мы же в рамках федерального законодательства работаем, и если нам полномочий таких нет, то мы не имеем права принимать какой-либо закон. И особенно в части этого касается, налогового, бюджетного кодекса. Вот всё, что в наших силах – вот, я говорю, придумываем всякие разные компенсации, там, доплаты и так далее, для того, чтобы облегчить жизнь, особенно коренного населения. Но, к сожалению, получается на сегодняшний день, что мы просто связаны руками, руки и ноги связаны в  пределах – пошевелим пальцами, как говорится, а остальное всё отдано на откуп федеральному законодателю.

 

С. В.: - Всё надо Москву спрашивать?

А. Е.: - Да, если в законе прописано, что вот субъекты федерации могут делать то-то то-то, то мы, конечно, пользуемся таким моментом. Взять последний хотя бы земельный кодекс, по которому на сегодня все земельные участки – они предоставляются пользователю только на праве аренды или купли-продажи. Других оснований для пользования земельным участком уже не будет. А у нас все общины, в том числе и совхозы, вот, они пользовались безвозмездно, безвозмездно и бессрочно пользовались земельными участками. И сейчас нонсенс получается такой, что мы живя здесь тысячу лет, на своей земле, еще будем приплачивать государству за право пользоваться этими земельными участками. Другое дело, если б мы были приезжие.

С. В.: - Так откуда ж коренное население деньги возьмёт?

А. Е.: - Тем более, что откуда оно такие деньги возьмет. Ну уже примеры есть – вот на Дальнем Востоке уже за пользование земельными участками выкатывали миллионами за аренду. Миллионами рублей исчисляли.

С. В.: - Коренное население?

А. Е.: - Да, общины народов севера.

С. В.: - Понятно, вот газовики платят, нефтяники.

А. Е.: - Ну понятно, но там они, так сказать, получают хорошую прибыль.

С. В.: - Есть с чего платить.

А. Е.: - Да, да – есть с чего платить, да. А тут, тем более, что мы если первичные потребности не можем удовлетворить людей, тут в пище, еде и так далее, то откуда еще взять такие деньги?

 

С. В.: - А в командировках бывали в Канаде, в Финляндии? Вот как там живут коренные народы? У них чему-то можно научиться, или они у нас будут учиться?

А. Е.: - Должен сказать, что там, во-первых, разные условия, разная история, разный менталитет народов. И разное очень законодательство. Вот подходы сами, да, вот их можно, так сказать, принять на Российскую почву, переносить. Там подходы такие, что коренное население является таким же равноправным партнером у государства, а не там, допустим…   У них нет такого, они отказались уже давно от патерналистской политики: когда вот как отец по отношению к сыну – вроде как ты там малолетний, давай я тебя буду вести к светлому будущему, не спрашивая твоего согласия. Вот такие подходы – да. Вот у них можно взять еще экономическую… . Надо сказать, что экономическая основа – да, там у них хорошая. В частности, если Канаду взять, то там первичные потребности – в пище, в еде, там, и так далее, они есть, уже обеспечены. Но, к сожалению, вот такая вот, когда денег много, и…. У нас же человек какой? Если что-то есть, (ха-ха-ха), то больше ничего не надо. Вот, деньги есть можно купить жилье любое построить, технику приобрести и так далее. Зачем работать? Зачем стремиться там, получать образование где-то там активничать, как говориться, когда все есть? Вот, и такой подход буквально губит некоторые народы. Ну, безработица. Работать не хотят, и пьянство процветает, тоже проблема выходит, и на этой почве суициды, вот. И такая проблема особенно – получение образования. Значит, когда я был в Канаде на стажировке, вот там в качестве, так сказать, максимальной проблемы высказывались пожелания, что вот мы сегодня занимаемся программой подготовки средних медицинских работников для работы в посёлках. Про высшее образование там, и так далее, речи не шло. Вот, и очень мало у них специалистов по этим делам. Но они выходят из ситуации просто: значит, если, допустим, экономическая корпорация есть, президентом становится, допустим, инуит, а весь персонал набирается, допустим, из франко- и англоязычного населения – вот, очень просто выходят. Но, законодательства, к сожалению, очень сильно различаются: там у них частная собственность на землю, и общины, народы – они имеют договора с правительством федеральным, по которым были выделены им компенсации, большие причём. И вот на этой основе были созданы корпорации, которые сегодня имеют и пароходы, и пароходные компании, и авиакомпании. Вот сейчас приезжал как раз недавно Аатами – Президент такой вот корпорации «Маккивик», мы с ним беседовали на эту тему, и я там был у них. И говорю, что экономическая основа у них хорошая. У нас, к сожалению, наоборот.

 

С. В.: - И там оленеводство рентабельно и рыболовство?

А. Е.: - Нет, ну, как такового, у них домашнего оленеводства нет. У них дикий олень – карибу – до миллиона голов, вот они его просто отстреливают и всё. И на это и сами живут, и, как сказать, продукцию сдают, и туризм на этой базе развит.

С. В.: - Это охотпромысел рентабельный?

А. Е.: - Рентабельный. Ну, на себя, во-первых, потом на продажу что-то, ну и там платят все, конечно, и налоги, и лицензии и так далее. Ну и развит у них еще этнический туризм. Вот специально есть такие фирмы, которые возят богатых туристов. Для того, чтобы отстрелить одного карибу, он проплачивает и билет, и проживание, и лицензию, и всё-всё-всё.

С. В.: - А у нас такое практикуется, думают об этом?

А. Е.: - Ну, во-первых, нужен первоначальный капитал. Его сейчас, к сожалению, как сказать, не найдёшь так быстро, как хотелось бы, да и негде взять. А во-вторых, должна быть развита инфраструктура для туристского бизнеса. То есть это должны быть хорошие аэропорты, дороги, гостиницы, безопасность должна быть обеспечена, должен быть подготовлен соответствующий персонал, должна пройти пиар-кампания для того, чтобы про эту компанию знали и что она предлагает. То есть вот этих составляющих всех, к сожалению у нас пока нет. И должны быть кадры соответствующие.

С. В.: - А сели обязать «Газпром» - раз выкачивают нефть…

А. Е.: - К сожалению, мы уже ушли от тех способов управления, или как сказать-то, когда можно было приказать, обязать – и люди, кто-то там бы этим делом занимался. Сегодня, к сожалению, другая ситуация. И если найдутся люди, посчитают, увидят, что это дело дает прибыль, то, я думаю, этнотуризм, по крайней мере, будет развиваться. К сожалению, вот я говорю, что пока нет основных составляющих.

 

С. В.: - Вот сейчас идет речь об укрупнении нашего региона, области. Вот как это повлияет на коренные народы?

А. Е.: - Ну, во-первых, я должен сказать, что такое у нас уже было. Проходили мы уже в годы советской власти, когда округ был так сказать подручный, подмастерье у области, у Тюмени. Ну, как это было? Я, например, скажу: чтобы поставить какой-нибудь объект в городе Салехарде, это надо было бить поклоны здесь в округе, потом в Тюмени, потом в республиканском Совмине, а потом уже в Союзном. Не считая министерств и ведомств, кто это будет строить. Вот, и такая политика привела к тому, что округ, к несчастью, развивался фрагментарно. Газовые города у нас выросли, а город Салехард как был 400 лет назад, так он и оставался по идее. Самое главное, чем это нам грозит, - это тем, что бюджет автономного округа будет, грубо говоря, утверждаться в Тюмени. Ну, я, как говорится, грубо говорю. И вот опять нам будут оставаться, грубо говоря, крохи с барского стола. Мы должны будем забыть про строительство и реконструкцию и новых, и старых объектов, и забыть про социальную защиту, забыть про поддержку традиционных отраслей и многое, многое другое. Вот чем это нам грозит. Ну а то, что, так сказать, принят закон сейчас федеральный, по которому часть полномочий перейдёт к области, я думаю, что выход из этой ситуации есть. Сейчас принимаются меры по проведению переговорных процессов, и Дума включилась туда. В частности, сейчас создана рабочая группа по доработке проекта от Думы. Мы на сентябрьском заседании делегировали трёх представителей от Государственной Думы. Я думаю, это в скором времени, я думаю, не случится.

 

С. В.: - Сейчас мировая общественность уделяет большое внимание коренными народам. Вот даже Организация Объединённых Наций объявила десятилетие Коренных Народов. Десятилетие уже заканчивается. Что дало это десятилетие, особенно у нас на Ямале? Какая-то польза есть от этого мероприятия?

А. Е.: - Оно объявлено было в первую очередь для того, чтобы обратить внимание, в частности, по предложению Российского государства, было направлено на то, чтобы привлечь внимание и мирового сообщества и национальных правительств на проблемы коренных народов. Причём, всего мира. И это, я думаю, удалось. Сегодня о проблемах коренных народов и мира, и России знают не только у нас в государстве, но и, значит, в комитетах и комиссиях ООН, в организациях по международной организации труда, здравоохранению и так далее. Принята в России программа десятилетия, создана комиссия. Но, к сожалению, она не очень активно работала вот в этом плане. Благодаря вот той обстановке внимания к заботам и проблемам коренных народов сейчас в Российской Федерации принято 3 федеральных закона, касающиеся именно напрямую коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это, в частности, закон «О правовом статусе коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об Общинах» и «О территориях традиционного природопользования». Не считая других законов, в которых в том или ином случае упомянуты интересы коренных народов Севера. Но, к сожалению, должен сказать, что до решения проблем коренных народов, полного, к сожалению, еще далеко. И в первую очередь, вроде как принята программа, допустим, федеральная социального и экономического развития народов Севера, но она финансировалась вот эти последние 10-15 лет из ряда вон, как говорится. Хотя лучше создать, 150 миллионов у нас граждан России, а коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 200 тысяч. Многие документы до сих пор еще не приняты. В частности, не ратифицирована конвенция международной организации труда народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, который бы очень много дал, в первую очередь для того, чтобы законодательство у нас как-то дальше продвинулось. Ну, должен сказать, что также, как и в любом деле, в первую очередь, о тех проблемах, которые сегодня есть у народов севера, должны все знать. И вот эта вот, грубо говоря, пиар-кампания, она прошла достаточно успешно. Проблемы, вроде сейчас знают, теперь перейти надо к следующему этапу – конкретному решению уже тех проблем, которые сегодня есть. А проблем там хватает: и молодёжь, и безработица, и жильё и так далее, и так далее.

 

С. В.: - Александр Вадетович, давно ли Вы были у земляков, в тундре? Как они на Вас смотрят и с чем они обращаются? Ведь Вы для них как бог наверное, - Председатель Комитета по делам национальностей?

А. Е.: - Ну, воспринимают, думаю, больше всего как,  ну как у нас, ха-ха-ха, грубо говоря, как начальника средней руки, будем говорить. Обращаются с конкретными просьбами. В первую очередь, конечно, обеспечение жильём, обеспечение работой, ну и так далее: начиная от соцзащиты, ну и заканчивая, допустим, проблемами оленеводства, рыбодобычи и так далее.

 

С. В.: - Вот немножко о себе, о своей семье, о детях. А потом перейдём к языковому вопросу.

А. Е.: - Ну, во-первых, женат, трое детей. Двое учатся в институтах, один только на 1-й курс поступил. Дочь сейчас в школе учится во 2-й.

С. В.: - Ну, ненецкий язык знают они?

А. Е.: - Ну, не так чтобы хорошо. Даже, можно сказать, не знают. Понимать-то – понимают, но языковая среда уже другая. Очень, конечно, плохо. Но, к сожалению, вот так обстановка складывается, что только на кухне мы пользуемся языком.

С. В.: - Вот эмигранты русские уехали там, в Париж, в Америку и знают русский язык, хранят его.

А. Е.: - Да, есть такое дело, даже примеры знаю, что в Москве, допустим, есть у нас выходец с Ныдинской тундры Лапцуй. Вот она детей…, прекрасно знают ненецкий язык.

С. В.: - А вот интернаты, они помогают языковому воспитанию или тоже…

А. Е.: - Нет, ну дело-то в том, что в интернате, как правило, дети одной национальности, с одной территории, как правило. И там языковая среда, конечно, позволяет и разговаривать и так далее. Тем более, что сейчас идёт процесс наоборот внимания к преподаванию, к обучению, к знанию родного языка. И в этом плане проводится очень много работы: в частности, пишутся и книги, и учебники, и методические пособия. Комплекты учебников уже по языкам, в принципе, есть.

 

С. В.: - А смену вот администрация губернаторская готовит из национальных кадров?

А. Е.: - Ну, должен сказать, что вот за эти последние, наверное, 10-15 лет, конечно, много появилось у нас и своих управленцев. Было их раньше мало. Помню, в окружном совете, в окрисполкоме 2, по-моему, человека работало всего. Сейчас уже гораздо больше – создан целый департамент. А в сельских районах работают комитеты или управления по работе с коренным населением, и, как правило, представители из числа народов севера. И здесь, считаю, очень хорошую поддержку оказывает ассоциация «Ямал – потомкам!». Она у себя на общественных началах сперва проверяет людей. И если видит, что человек достойный, грамотный, мудрый специалист, то его просто забирают к себе на работу.

С. В.: - Ну это уже другие люди, не такие, какие были воспитаны при коммунистах?

А. Е.: - Да я думаю, что да, уже другие. Тут уже другой менталитет, другие отношения. Если, допустим, раньше как было отношение? Мы считали так сказать так: что прокричал, выкатил проблему, а дальше уже все мои полномочия заканчиваются, все остальные должны, так сказать, делать. Сейчас уже немножко другой подход уже стал. И уже чувствуется у людей: если есть проблема, то уже одновременно предлагаются и пути её решения.

 

С. В.: - Александр Вадетович, сейчас вот наше общество все время шло к коллективизации, а сейчас коренные народы обратились к общинам- то есть древний общинно-родовой строй…Что делается в Думе? Помогает ли она общинам? И какое ваше мнение: общины – это хорошо или плохо?

А. Е.: - Общины образовались не от хорошей жизни. Они образовались на базе того, что совхозы и рыбозаводы были в свое время, грубо говоря, «положены на лопатки», когда, помните, были банкротства, неплатежи и так далее…Пачками людей увольняли… И где-то все равно людям надо было притулиться, и тем более, решать самостоятельно вопросы своей жизни. И вот образовались первые общины у нас в Пуровском районе. Вот до сих пор они еще работают. В общей сложности сейчас в округе около 20 общин. И процесс этот продолжается. Вот последняя создана в посёлке Сюнай-Сале община. Могу тех назвать, кто успешно работает: допустим, та же община «Илебц», СОХ «Ямал», те же Пуровские общины. Хотя они в своей работе сталкиваются с огромным количеством трудностей. В первую очередь, это, конечно, наличие первоначального капитала. Потом наличие земли, на которой выпасать оленей надо, собирать ягель, охотиться и так далее. Вот, к сожалению,  с огромными проблемами сталкиваются. Ну и муниципальные образования, и органы государственной власти стараются, конечно, максимально какую возможно поддержку оказать. В том числе, сейчас налоги освобождение, оказание материальной помощи: и деньгами, и материалами, в частности, включаются в списки по окружному заказу, дотациям на продукцию. И также помощь оказывают и предприятия нефтегазового комплекса и муниципальные образования.

 

С. В.: - Нефтяные магнаты должны же оказывать помощь? На ихней земле же…

А. Е.:  - Да, с моральной точки зрения – это да. И они, как правило, эту помощь оказывают. Но должен сказать, что с точки зрения законодательства это не совсем, как говорится, будет правильно. Хотя они…

С. В.: - Какой-то домик нам построят…

А. Е.:  - Нет, это-то они делают, но, с другой стороны, поймите, тоже не хочу нисколько их защищать, но сегодня обстановка такая объективно складывается: они платят налоги в окружной бюджет, и в муниципальные бюджеты – во все виды бюджетов всё, что положено по законодательству. И получается, я их тоже понимаю, - это как бы дополнительное налогообложение. Но и в этих условиях они всё равно идут навстречу, вот, оказывают помощь и муниципальным образованиям, и предприятиям, и посёлкам, и учреждениям, особенно вот школьным, детским садам и так далее.

 

С. В.: - Нынче в области администрации работают, чтоб укрупнять Тюменскую область целый регион. А вот ненецкий народ живёт в трёх округах, в трёх областях. Вот ненцы живут и в Архангельской области, на Ямале и на Таймыре – вот так вдоль побережья. Не хотят ли ненцы объединиться? Была ли такая идея?

А. Е.: - Ну, я думаю, что такие мысли были, значит. Мы даже записывали в одной резолюции съезда, что проработать вопросы образования вот из 3-х автономных округов какого-нибудь единого государственного образования.

С. В.: - Как это воспринято было.

А. Е.: - Ну, воспринято… Во-первых, сильно народу мало, ха-ха. Огромная территория. Нет устоявшихся экономических связей, транспортных, так сказать, связей тоже нет. Ну и как-то они оторваны друг от друга, и насильно их скреплять как-то – ну, тоже, наверное, будет неправильно. Когда уже население созреет, в первую очередь, и органы государственной власти вот этих трёх автономных округов, тогда может – в обозримом будущем – наверное, эта проблема встанет. Или когда нас уже припрут к стенке: будут ликвидировать там, или вливать в какие-то структуры, укрупнять, как Вы говорите, то в обозримом будущем, я думаю, такая постановка вопроса, она имеет право на жизнь. Поживём – увидим. И сейчас особенно, когда идут тоже изменения особенно в государственном строительстве, в законодательстве федеральном, конечно, тут надо держать ухо востро, так сказать, и не проворонить тяжкие последствия, которые могут для автономного округа наступить.

 

С. В.: - Какие у вас вот насущные дела? Чем сейчас голова занята у Председателя комитета?

А. Е.: - Ну вот сейчас будем в октябре готовить совместное заседание двух комитетов: комитетов по социальной политике и делам национальностей по проблемам молодёжи из числа народов севера. Ну вот один пример хотя бы: наши дети оленеводов получают высшее образование, приезжают в округ: будь это посёлок, или город, или окружной центр.  Них нет ни прописки, а соответственно, они ни поступят ни на работу, ни встанут ни в какие там, как говорится, ни в списки, никуда. Вот эта проблема, она сегодня есть: люди годами снимают квартиры, не имея прописки, не имеют возможности получить нормальное жильё, и вот вынуждены болтаться между небом и землёй. Тоже самое, как оленеводы у нас юридически, оленеводы-частники не пасут своих оленей на земле, они на 5 сантиметров летят юридически. Тоже самое и с нашими выпускниками. Вобщем-то это небольшое количество, но эти проблемы есть. Вот, допустим, в городе Салехарде 5 лет уже выпускница института в школе не может получить нормальное жильё. Из-за того, что вот нет прописки.

С. В.: - Ну эти вопросы нужно решать побыстрее.

А. Е.: - В том-то и дело. А пока законодательная база, которая позволяла бы сегодня органам, муниципальным органам принимать решения – к сожалению этого нет.

С. В.: - Коренному населению не вечно же жить в чуме, как в тундру возвращаться не собираетесь?

А. Е.: - Так я думаю, как уйду на пенсию, на покой, то выеду или в Сюнай-Сале или в другой маленький посёлочек, и буду жить.

С. В.: - Подальше от цивилизации?

А. Е.: - Ну, ха-ха-ха.

 

С. В.: - Большое спасибо, что уделили внимание, рассказали о проблемах коренных народов. Успехов Вам, и чтобы Ваши дела процветали. А раз у Вас будут дела хорошо, значит, и у национальных народов будут хорошие дела. Большое спасибо.

А. Е.: - Спасибо Вам. Я тоже надеюсь, что по итогам работы, что если даже одному человеку станет хорошо, то, я думаю, свою задачу в жизни я , наверное, выполнил. Спасибо.

С. В.: - Вот мы и познакомились с Председателем Комитета по делам национальностей, с Александром Еваем. Пожелаем ему успехов в столь нелёгком труде. До свидания, до новых встреч, друзья!

на главную


 design by ILEBTS STUDIO (c) 2003                                               mailto: ilebts@narod.ru



Hosted by uCoz