Уральский Баннерный Центр

Первый сеяхинский пневматик в тундре

А «Пневматик» лучше!

(Газета "Красный Север", 31 мая 2003 г.)

3-я Арктическая белорусско-ненецкая экспедиция завершилась 30 апреля, в среду. Её участники с белорусской стороны, прибыв в Салехард вертолетом из    Се-Яхи, материализовались на пороге пресс-службы общины «Илебц». Трое             белорусов, в чьих утомленных лицах и движениях угадывались следы           экспедиционной      декады, сгружали в коридоре габаритную поклажу. Громкие        голоса, технические запахи и грузы путешественников уверенно заполнили             пространство, в котором воздуха осталось на робко-веселый вопрос: «А           вездеходы тоже с             вами»? Но лестничная клетка была пуста – 3 новых вездехода   на колёсах    низкого давления прописались на севере Ямала, в общине          коренных      малочисленных народов.

            Скорое прощание с минчанами было более теплым, но таким же оперативным,       как встреча. Перед тем, как уехать в Лабытнанги, на железнодорожный         вокзал, они получили подарочные диски с документальными фильмами от         студии «Илебц». В ответ гости поделились эксклюзивной информацией, сообщив     нам итоги экспедиции и официально объявив её успешный финал.

 

Хронология экспедиций

«Разработка вездеходов ведется на основе опыта  успешно проведенных ходовых испытаний прототипов предлагаемых машин  в ходе экспедиций в Арктике и Антарктиде в 1997-2002 гг.» (В.С.Чуков, Президент Экспедиционного центра «АРКТИКА», заслуженный мастер спорта)

    Краткая новейшая история белорусских походов представлена корреспондентом «Белорусской деловой газеты» Андреем Александровичем, который увлечен Арктикой с 1987 г., когда экспедиции еще назывались «белорусско-российскими».

    - Начиная с 1987 г. регулярно стартовали экспедиции из Воркуты в сторону Усть-Кары, Амдармы, острова Вайгач. Основная цель данных экспедиций – испытание технических средств передвижения, их эксплуатационных качеств в самых экстремальных условиях.

    В 2000 г. прошла наиболее известная белорусско-российская экспедиция. Тогда впервые в мире белорусские вездеходы на колёсах низкого давления в автономном режиме достигли Южного географического полюса планеты, пройдя по ледовому куполу Антарктиды более 4000 км.

    В 2001 г. года в рамках программы «Полярное Кольцо» машины последующей, усовершенствованной модификации прошли более 6000 км. по побережью Северного Ледовитого океана от Ямала до Чукотки, преодолевая многокилометровые пространства открытой воды в период весенне-летней распутицы, когда ни одно другое транспортное средство двигаться не могло.

    В дальнейшем еще планируется пройти по Аляске и Гренландии, через Северный Полюс в Канаду, - фактически сделать такое «колечко» по северным широтам вокруг Земного шара.

    Едва закончив испытывать вездеходы на Ямале, А. Александрович уже предвкушает путешествие по Северу на четырехколесных пневмомотоциклах, опытные модели которых, по его словам, уже в разработке.

 

«Пневматик» в седьмом поколении

 «Традиционные отрасли северного хозяйства испытали на себе влияние технического  прогресса. …Обновилась материально- техническая база  – используются автомашины, гусеничные трактора, снегоходы, вездеходы». (В. В. Веселкина «Взаимодействие традиционного и нового в сфере труда у народностей Обского Севера»)

    Маленький Виталик Мазуркевич очень увлекался техникой. Собрав мопед, карт, багги, он  вырос. Но увлечению своему не изменил: получил образование автомобилиста-эксплуатационщика. Однажды встретился Виталий с вездеходом на пневмокамерах. И с тех пор конструирование автомобилей повышенной проходимости стало его хлебом, его любовью и его галактикой.

    Сегодня «отец» нашего «Пневматика» со сдерживаемой гордостью сообщает, что его вездеходы, 7-го уже поколения, прошли от Салехарда до Се-Яхи за четверо суток. А еще 2 года назад таким машинам требовалось на преодоление этого маршрута 12 дней. Сначала предполагалось, что путь 3-ей Арктической экспедиции проляжет по зимнику вдоль железной дороги. Но техника была не обкатана в северных условиях - по 500-600 км. машины прошли до этого только в щадящих, относительно местных, климатическо-топографических условиях Белоруссии. К тому же, если прежние экспедиции проходили зимой, то сейчас минчан встретила задорная апрельская пурга по-ямальски. Поэтому решили не рисковать. До Се-Яхи добирались через Аксарку и далее – через все посёлки Ямальского района: Салемал – Панаевск - Яр-Сале - Новый Порт - Мыс Каменный. Однако, какого-то серьезного ремонта в пути не потребовалось. Когда один вездеход небольшого каравана под управлением конструктора Василия Мытько потерял колесо из-за того, что открутились гайки, этого просто не заметили. Ехали себе на пяти колесах, потом обнаружили пропажу, вернулись, нашли колесо и возили его в прицепе до тех пор, пока не нашли нужные гайки. Это – анекдот от участников экспедиции. А дальше – технические характеристики и особенности новых «Снежных Жуков» в сравнении с уже испытанным на севере Ямала «Пневматиком». Рассказывает генеральный конструктор В. Мазуркевич:

    - Сейчас, с учетом прошлогоднего опыта эксплуатации, мы привезли абсолютно другую конструкцию. Она  стала  дешевле, так как значительно упростилась: стало меньше деталей, меньше узлов.

    Машина, которую испытывала община «Илебц»,  проходила препятствия высотой 600 мм. только за счет подвески, практически без колебания кузова. Сейчас хода подвески уменьшили до 400 мм. Это позволило значительно снизить стоимость и вес машины. Вес машины стал меньше на 150 кг. Это улучшило проходимость и снизило расход топлива.

    На одном из вездеходов используются первые опытные экземпляры шины низкого давления с кордом. Засчет этого машина ведет себя уже ближе к автомобилю, чем к пневмовездеходу. В этом есть свои преимущества и свои недостатки. У «Пневматика» проходимость по рыхлому снегу была лучше, но значительно хуже управляемость, и очень тяжело он поднимался на подъёмы. Теперь наоборот: машина лучше идет «в горку», отличается легкой управляемостью (руль можно крутить двумя пальцами!). Но он потерял в проходимости по рыхлому снегу - начал «резать» снег. Будем ждать результатов  весенне-летних  испытаний. – Если новая шина будет вести себя в условиях тундрового бездорожья хорошо, то мы перейдём на эту перспективную модель. Если нет, то нам придётся возвращаться к старой шине-оболочке.

    Вместо «опелевского» здесь использованы  дизельные моторы от «Форда». Это одна из самых старых разработок «Форда» -  наиболее примитивная и надёжная. Особенность данного мотора - очень хороший запуск на морозе.

    Машина состоит на 70% из деталей и узлов, которые используются на средних автомобилях и обычных легковых автомобилях, таких как «УАЗ», «Газель», «Москвич», «ВАЗ». Проблем с запчастями к ней не должно быть и на севере Ямала.

    Были проведены краткие курсы по разборке-сборке вездехода среди водителей, которые будут управлять машинами, чтобы они, что называется, просто перестали её бояться. К механику общины «Илебц» А. Швецову последнее утверждение не относится. Белорусские конструкторы не без оснований подозревали, что у сеяхинского авто-шамана уже руки чешутся поближе познакомиться с внутренностями новых «Снежных Жуков». Однако, к отзывам и рекомендациям ямальского механика, эксплуатировавшего «Пневматик» в прошлом году, белорусские конструкторы внимательно прислушиваются. Кстати, А. Швецов принимал активное участие в перегоне «пневматиков» по маршруту Салехард - Се-Яха, сидя за рулём вездехода наряду с минскими конструкторами-испытателями.

 

Приключения минчан в Заполярье

«В то время как участники экспедиции наблюдали за такими интересными народными состязаниями как метание тынзяна на хорей, перетягивание палки             и прыжки через нарты, многие оленеводы ходили вокруг наших пневматических вездеходов, цокая языками, изучали технику и просили проехаться. В итоге венчавшие праздник  гонки на  оленьих упряжках проходили параллельно с катанием на белорусских шестиколесных  машинах».  («Белорусская деловая газета»,  апрель 2003г. )

    Второй член экипажа, управлявший вездеходом по очереди с А. Швецовым, белорусский журналист А. Александрович, так описывает свои ощущения от поездки:

    - Путешествие оказалось на удивление комфортабельным. Когда во время прежних экспедиций начиналась пурга, мы разбивали для ночёвки шатровую палатку. Условия экстремальные: если на улице -52, то в палатке – 50 градусов ниже нуля. А сейчас и переночевать, и пообедать мы могли в отапливаемой машине. Такой комфорт позволял нам постоянно двигаться по маршруту со свежими силами.

    Уставшим с дороги путешественникам по прибытии в Се-Яху оказали тёплый приём и разместили в одном из домов общинников. Любознательный корреспондент «БДГ» тщательно фиксировал все свои наблюдения во время пребывания на севере Ямала, чтобы потом донести их до соотечественников. А мы узнали впечатления Андрея чуть раньше, чем его коллеги и читатели:

    - Когда я уезжал в экспедицию из Минска, люди с высшим образованием спрашивали меня, увижу ли я на Ямале пингвинов. В Белоруссии знают, что есть Салехард, кое-кому известен г. Лабытнанги. Но практически никто не в курсе, что в тундре живут люди, ставят чумы и пасут оленей. Для большинства это черно-белая картинка из дореволюционных времён.

    Сейчас все знают, что на Ямале добывается газ: в Белоруссии прокладывается  ветка газопровода «Ямал-Европа». И все абсолютно уверены, что  помимо газодобычи, на севере больше никто ничем не занимается. Больше знают об эскимосах Аляски, потому что американцы популяризируют их жизнь. А любые рассказы о севере России – диковинка.

    А люди, приходившие в Се-Яху из тундры, обсуждали войну в Ираке, звездное небо в разных полушариях планеты. Они анализируют последние события в мире, делают из них выводы для себя. В тундре народ обстоятельный, «продуманный». То, что для нас «поток информации» - для них «пища для размышлений». Совершенно другой уклад жизни у северян, другие устои.

     Вообщем, Андрей узнал о Ямале много нового и увозил с собой наброски экзотических материалов. Вот один из них: «В Сеяхе нам довелось побывать в гостях и у местной белорусской диаспоры…. Земляки устроили в честь приезда экспедиции небольшой сабантуйчик с осетриной, муксуном, омулем и олениной, после чего с пожеланиями доброго пути пришли проводить в дорогу». Да, и заядлые путешественники скучают по дому. И накануне отъезда из Салехарда минчане рассказывают о том, что особенно согрело участников 3-ей Арктической экспедиции на суровом севере:

    - Представитель любой национальности только вдали от Родины чувствует, что значит «земляк». В Се-Яхе мы встретились с белорусами, которые когда-то по комсомольским путёвкам уехали на север СССР и влюбились в этот край. Директор Сеяхинской школы-интерната с супругой, школьный водитель и авиационный диспетчер местного аэропорта – все остались здесь жить, потому что не могут больше без Севера, который их «затянул». Но эти люди по-прежнему помнят о своих корнях, и считают своим долгом помочь приезжим землякам. Это очень ценно, так и должно быть.

 

Новая база исследователей Арктики

«В роли коренных народов по достижению устойчивого развития на национальном уровне определены следующие задачи: в экономической сфере - … важно развитие местного экологически  безопасного и энергоэффективного транспорта…» (Проект «Коренные народы - взгляд в будущее». Национальный доклад, утвержденный на международной конференции «Коренные народы в гражданском обществе России»» 2003 г., Москва)

    «Снежные Жуки» уже с первых дней северной обкатки начали использоваться для практических нужд тундровиков. От Яр-Сале до Се-Яхи были доставлены овощи, загруженные в прицепы проводниками-ненцами, и вязанки прутьев, которые используются для сооружения лежанок в чуме.

    Уже после отъезда конструкторов, 7 мая, 2 вездехода отлично показали себя в поездке на День Оленевода в Тамбей. Население посёлка встретило новый транспорт с большим интересом. Одна машина сразу же отправилась на дальние северные стойбища к проливу Малыгина. В ней ехал главный ветеринарный врач Ямальского района С. В. Бубенчиков. Он производил вакцинацию оленегонных лаек. Это был следующий этап большой кампании, организованной в районе – сначала были утилизированы (сожжены) туши двух бешеных волков и задранных ими оленей. А поскольку бешенство легко передаётся от волков песцам и собакам, все хозяйствующие предприятия на территории Администрации Сеяхинского сельского совета активно включились в профилактические мероприятия. Новая, отапливаемая, техника очень помогла, ведь вакцина для собак действует в течение 5 часов после приготовления, и держать раствор нужно в тепле. В таких случаях ветеринарам, добирающимся до отдаленных стойбищ на снегоходах, приходится трудно.

    В любое время года и по любому бездорожью вездеходы на колесах низкого давления могут перевозить не только больных, медработников, других специалистов и «гонцов» из администрации. По мнению главы Администрации п. Се-Яха Н. Л. Окотэтто, «пневматики» помогут с доставкой продуктов. Весной и летом у тундровиков часто портится весь необходимый запас мучных изделий. В дождливое время не удаётся просушить хлеб, сухари, сушки – все это плесневеет. Вездеходы с прицепами повезут в этом году в тундру хлеб и другие продукты.

    В это время за тысячи километров от Ямала конструкторы новой техники В. Мазуркевич и В. Мытько, по их собственному признанию, будут думать над новыми моделями, мечтая о времени, «когда у каждого чума будут не только олени, спутниковые антенны и электростанции, но и полноценные легковые автомобиле для комфорта в тундре».

    А председатель правления общины «Илебц» считает, что большим спросом у оленеводов, возможно, будут пользоваться четырёхколесные пневмомотоциклы с прицепами. В следующий раз минчан ждут в гости с этой новинкой. А в том, что партнерские отношения с белорусами у общины надолго, М. Н. Окотэтто не сомневается:

    - Се-Яха нужна исследователям Арктики, которые теперь собираются покорить Северный полюс, как самая северная перевалочная база. Тем более, что здесь теперь целый автопарк белорусской экспериментальной техники, которая круглый год будет работать в условиях Заполярье.

Е. Степонайтис

пресс-служба общины «Илебц»

назад


Баннерная сеть VBN.tyumen.ru



Hosted by uCoz