Баннерная сеть VBN.tyumen.ru

Община "ИЛЕБЦ":НОВОСТИ


21.06.04/ ФОРМУЛА ЮЖАКОВА. Мы продолжаем рассказывать о поездке Ф. Штаммлера, А. Южакова и М.    Окотэтто в г. Фэрбанкс (Аляска, США), где в мае они принимали участие в 5-м  Международном конгрессе Арктических общественных наук.

 

    «Это мясо я обязательно должен попробовать»! – обещал себе Александр Александрович. Однако у оленеводов Аляски не принято забивать оленя в честь дорогого гостя, будь он даже доктором сельскохозяйственных наук и ведущим специалистом ямальского оленеводства.

    И всё же вкусил американской оленинки А. А. Южаков. В Анкоридже фермер продавал сосиски. Вроде, из мяса домашнего оленя, а на пробу – говядина говядиной! Вкус и состав этого мяса оказался таким же, как у других местных животных, потому что они получают одинаковый корм.

    Ведь это ямальский олень, не нашпигованный всяческими гормонами, нагуливает вес на Александр Южаков и Флориан Штаммлер в гостях у американских ученыхтундровом ягеле и ни о каких подкормках знать не знает. Поэтому его мясо отнесено к ценному «зеленому» виду. То есть, экологически чистому.   На севере США вольно выпасается лишь дикий олень карибу. Но охотится на него (и кушать) имеют право только представители местных коренных народов. Это индейцы, для которых охота является занятием традиционным.

    Уже давно в связи с промышленным освоением Аляски стало им не добыть карибу в необходимом для пропитания количестве. Тогда правительство решило развивать здесь оленеводство. Пароходами по северному морскому пути привезли оленей с хозяевами-саамами. Саамы стали первыми пастухами-инструкторами на Аляске.

    К 30-м годам прошлого века приезжие олени здесь расплодились. Их поголовье достигло 600 тысяч (примерно столько оленей сейчас у нас на Ямале). Впоследствии поголовье оленей сильно сократилось, поскольку спрос на оленину упал.

    На Аляске пасут оленей береговые жители – инуиты и «некоренные» американцы. Их тип хозяйства относится к фермерскому. Олени здесь содержатся в изгороди и что такое упряжка не ведают, потому что в качестве транспорта их не используют. Местные пастухи зимой передвигаются на снегоходах, а летом на «квадрациклах» (четырёхколёсные мотоциклы). Про чум они слышали только от антропологов, побывавших на севере России. А сами приезжают к своим оленям из квартир в посёлках.

    Корали, правда, они тоже строят и шкуры выделывают. Причём, качество выделки изумительное. Его визитёры с Ямала смогли оценить в магазинах Фэрбанкса, где можно приобрести шкуру домашнего оленя за 120 долларов. А у нас в совхозах, отмечает А. Южаков, шкуры попросту выбрасывают. А на Аляске даже маленький сувенир  - кусочек выделанного камуса стоит 5 долларов. Также американские оленеводы проводят ветеринарные обработки против подкожного овода и заготавливают панты.  

    Но всё же наблюдателя с Ямала одними пантами не убедишь.  – Он скорей сравнит американских оленей с коровами. Потому как не ягель они ищут, а едят то, что человек даёт. И, видимо, у фермеров есть проблемы подбора рациона для оленей. Чем их лучше кормить изучают в Университете Аляски в Фэрбанксе.

    В его подсобном хозяйстве А. Южаков и Ф. Штаммлер побывали еще раз уже после конгресса. Председатель общины «Илебц» М. Окотэтто к тому времени уже отправился домой на Ямал, не дождавшись, когда кончится карантин, положенный вновь прибывшим на Аляску перед общением с животными. А Флориан и Александр приняли участие во взвешивании оленей и отборе телят для экспериментального подкармливания. Это когда, например, заменяют часть кормов рыбной мукой. Её на Аляске много, потому что рыбная промышленность здесь хорошо развита. А потом наблюдают – станет ли оленина пахнуть рыбой, изменится ли её качество?

    Кормление оленей в подсобном хозяйстве Университета Фэбранск, штат Аляска(США)Но «настоящим» мясом в Америке всё-таки считается говядина. Интересы её производителей жёстко лоббируются на государственном уровне. Домашний олень приравнен к диким животным, дотации на поддержание оленеводства не выделяются. Так что у американского оленевода тоже замечены и поводы для недовольства, и позывы защитить собственные права.

    На Аляске активны американские защитники природы. С их подачи вводятся жесткие запреты на отстрел диких оленей. Те, расплодившись, занимают пастбища, заметно теснят домашних. Или попросту уводят их. Такой грустной истории посочувствует любой оленевод из ЯНАО, хорошо знакомый с повадками «дикаря». Вобщем, там тоже непросто сохранить оленей – даже изгороди запрещают, так как они мешают прохождению диких животных.

    Любовью к дикой природе проникались и некоторые участники конгресса, когда в перерывах между заседаниями они смотрели фильмы М. Окотэтто. Не приемлет, скажем, западный зритель красивого и мощного бурого медведя, убитого в Сабеттинской тундре охотинспекторами. А вот оленеводы этих мест не приемлют угрожающего их семьям, задирающего оленей и разоряющего нарты таёжного хулигана в живом виде. Однако, и американские, и ненецкие зрители не протестуют, когда на экране всякие «рэмбо» вспарывают животы людям. Но это уже вопрос, как говорится, «из другой оперы».

    Фильмы на тему оленеводства не шокировали, как видео об охоте, и воспринимались всеми с интересом. Также резонанс вызвал доклад Ф. Штаммлера. Он сравнивал ненцев Ямала с ненцам европейского севера, жизнь которых исследовал в Ненецком АО после того, как поработал у нас. Немецкий антрополог изучал, как европейская цивилизация в форме различных инноваций проникает в жизнь аборигенов. В своих выводах он говорит: «Отношения оленеводов с природой постоянно изменяются, они адаптируются к новым природным и социальным условиям. Они всегда знают, что им нужно для успешной работы и для жизни».

    Подробно познакомиться с трудами Штаммлера мы пока не можем. На Международном конгрессе Арктических общественных наук была озвучена и нашла горячий отклик такая мысль: назрела необходимость качественно переводить труды иностранных исследователей русского севера на русский язык, а тех же, например, Южакова и Окотэтто – на английский.

    Но то, что участники форума поняли из докладов, дискуссий, фильмов, из общения в кулуарах, видимо дало им надежду, что у нас можно найти ответ на вопрос «что нужно для успешной жизни и работы».

    Заинтересовавшихся учёных Университета Фэрбанкса Александр Южаков пригласил на Ямал посмотреть наше оленеводство. Здесь и оленину они попробуют настоящую, и возможно состоятся какие-то совместные ямало-американские проекты. Но то, что потеряно в традиционных культурах мира (коренных народов Аляски, например) восстановить невозможно, считает руководитель отдела оленеводства ямальской сельхозопытной станции. Здесь не поможет «привозное» коммерческое оленеводство, которое не является этническим.

    Ведь и культура, и язык малых этносов зиждутся на традиционном хозяйстве. Поэтому и ямальский секрет, и наши первоочередные задачи у доктора сельскохозяйственных наук сложились в некую формулу. Участвуя в международном конгрессе на тему «Местные и глобальные аспекты арктических социальных систем» на Аляске, автор ещё более убедился в верности своей формулы. Формула Южакова проста: «Сохранить культуру – значит, сохранить оленеводство».

Е. Степонайтис

    Пресс-служба общны «Илебц»

(Общественно-политическая газета "Красный Север" г)

 

Ссылки по теме:

Аляска от "Я" до "А"

Ученые смотрят на Север

Дым Отечества
 

на главную


 design by ILEBTS STUDIO (c) 2003-2004                                               mailto: ilebts@narod.ru


Уральский Баннерный Центр



Hosted by uCoz